Грузинская икона Божией Матери – поясное изображение Богоматери Одигитрии с Младенцем Христом на руках – иконографический тип, получивший распространение в искусстве Новгорода в XV – XVI столетиях. Название «Грузинская» иконография получила намного позже, после обретения и прославления чудотворной иконы. Согласно Сказанию, Грузинская икона Богоматери была вывезена персами из Грузии в 1622 году, во время завоевания страны шахом Аббасом I. В 1625 году ее выкупил Стефан Лазарев, приказчик ярославского купца Григория Лыткина, находившийся в Персии по торговым делам. По возвращении Лазарева в Ярославль в 1629 году Лыткин, увидев икону, вспомнил о бывшем ему таинственном внушении отправить святыню в Черногорский (Красногорский) монастырь на Пинеге (под Архангельском), которому покровительствовали русские купцы. Доставив икону в монастырь, он построил по своему плану церковь, пожертвовал ей утварь и собрание книг, бо́льшую часть которых сам переписал.

По прибытии иконы в монастырь начались чудесные исцеления. В 1658 году по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона было установлено празднование иконе «ради чудес ее» в день принесения в монастырь. Икона исчезла после закрытия обители (1920 – 1922), позже возвращена в монастырь: в отчете 1946 года в Московскую Патриархию епископа Архангельского Леонтия (Смирнова) упоминается о том, что Грузинскую икону носили во время крестного хода, который совершался в 1946 году в Архангельске. Дальнейшая судьба чудотворного образа неизвестна. Во время чумы в 1654 году икону привозили в Москву, где ищущие помощи от иконы получали исцеления, после этого в Москве появились списки чудотворной иконы, многие из которых прославились чудесами.

Большинство сохранившихся икон Богоматери Грузинской имеют большие размеры. Как правило, это крупные храмовые образы. По иконографии Грузинская икона Божией Матери представляет собой поясной вариант Одигитрии. Богородица изображена фронтально, со слегка повернутой и склоненной к Младенцу головой. Левой рукой Она поддерживает сидящего и повернутого к Ней Младенца, правой рукой – в соответствии с характерной чертой типа Одигитрии Богоматерь указывает на Младенца как на истинный путь спасения. Характерный признак – особый рисунок складок мафория Богородицы, спадающего с головы таким образом, что остаются открытыми треугольник синего хитона на груди и широкие, симметрично отогнутые цветные отвороты изнанки. Голова Младенца слегка откинута назад, правая благословляющая рука поднята вертикально, в левой – свиток. Особенностью извода Грузинской иконы является изображение правой ножки Младенца, подвернутой под левую обнаженной подошвой наружу. Наиболее древней из сохранившихся произведений этой иконографии является икона «Богоматерь Грузинская-Иерусалимская» первой половины XV века из собрания Третьяковской Галереи.

Празднование Грузинской иконы Божией Матери приходится на 4 сентября (22 августа по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

  1. Гусева Э.К. Грузинская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Том XIII. М., 2006. С. 188–190.
  2. Даль Л. В. Церковь Грузинской Божией Матери в Москве // Зодчий. 1877. № 9/10. С. 87–88.
  3. Васильев А. Исторический очерк Красногорского монастыря Архангельской губернии Пинежского уезда. СПб., 1880.
  4. Шмаков А. Сказание о чудотворной иконе Богоматери Грузинской и бывших чудесах от нея. СПб., 1886.
  5. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль, 2000.
  6. Тренев Д.К. Памятники древнерусского искусства церкви Грузинской Богоматери в Москве. М., 1903.
  7. Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. СПб., 1909.
  8. Овчинникова Е.С. Церковь Троицы в Никитниках. М., 1970.
  9. Антонова В.И., Мнёва Н.Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.
  10. Гусева Э.К. Из истории почитания на Руси иконы Богоматери Грузинской и ее грузинском прототипе // Древнерусское искусство. Искусство XVIII – первой половины XIX в.: Сообщения ГТГ. М., 1995. С. 6–14.
  11. Смирнов Я.Е. Библиотека ярославских купцов Лыткиных в первой половине XVII в. // Чтения по истории и культуре древней и новой России: Материалы конференции. Ярославль, 1998. С. 87–102.