Столь привычный для нас атрибут православного храма как иконостас возник сравнительно недавно – чуть более шести столетий назад. В то время, когда Русь приняла Православие, в восточно-христианских храмах устанавливали относительно невысокие алтарные преграды. Чаще всего такая преграда состояла из нескольких колонок с положенным на них архитравом. В нижней части между колонками располагались плиты ограждения. Фрагменты каменных преград такого типа (колонок, архитравов и плит) сохранились в ранних храмах Киева и Чернигова. Но так как в большинстве случаев, алтарные преграды на Руси выполнялись из дерева, от них до наших времен дошли лишь следы примыкания к стенам, опорам и полам храмов (как, например, в Новгородском Софийском соборе).
Идея оградить алтарное пространство в храме возникла еще в первые века распространения христианства. Самые ранние упоминания алтарных преград относятся к IV веку. Алтарная преграда того времени должна была выделить Святая Святых христианского храма из общего пространства и ограничить доступ в него мирянам, но не закрывать полностью алтарь от глаз верующих. К XI веку относятся первые наставления о необходимости во время литургии закрывать алтарное пространство завесами. Постепенно, в течение XII - начала XIV веков, интерколумнии (пространства между колонками) заполняются иконами или фресками. Процесс формирования сплошной алтарной преграды был тесно связан с богословскими исканиями эпохи и сопровождал изменения, которые происходили в ходе литургии. Так как не существовало строгой регламентации оформления алтарных преград, они отличались достаточным многообразием в разных регионах Византийской ойкумены. Основными элементами структуры были Царские врата в центре, над которыми часто помещали деисусные иконы (как, например, икона «Спас Эммануил с ангелами» конца XII века из собрания ГТГ). Примером исканий оптимальной формы сплошной алтарной преграды стали каменные преграды, широко распространенные в Московской архитектуре XIV века. Каменная плоскость такой преграды обычно членилась небольшими пилонами и завершалась карнизом – то есть их внешний вид имитировал традиционную преграду с колонками. Сверху на нее мог помещаться ряд икон.
Возникновение собственно высокого иконостаса на Руси связывают с деятельностью митрополита Киприана (1390-1406 гг.) и его стремлением унифицировать литургическую практику. Уже самые первые иконостасы такого типа отличаются единством структуры и тщательной продуманностью расположения образов. По прошествии небольшого времени, данная типология становится канонической и распространяется по все территории Руси.
Первоначально, иконостас включал в себя ростовой Деисус с изображениями Богоматери, Иоанна Предтечи, верховных архангелов, апостолов, святителей, и икону «Спас в силах» в центре. В качестве дополнений, добавляли иконы мучеников, праздничные и пророческие ряды. Становление канонического иконостаса происходило при активном участии Андрея Рублева. Он работал над созданием многоярусных иконостасов Благовещенского собора Московского кремля, Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.
Во второй половине XVI века структура иконостаса была дополнена праотеческим чином. Таким образом, в этот период иконостас состоял из двух, трех, четырех или пяти ярусов. На Руси с XV по XVII века классическими считались иконостасы, имевшие так называемую полную схему, состоявшие из четырех или пяти ярусов.
Первым, фрагментарно сохранившимся до наших дней, стал иконостас 1408 года Успенского собора во Владимире работы Андрея Рублева и Даниила Черного. Он состоял из четырех ярусов, среди которых Деисусный чин был выделен более крупными размерами и немного выдвигался в пространство наоса, что подчеркивало его особую роль в сравнении с остальными чинами. Этот иконостас не закрывал подкупольные столбы, а делился ими на части. Владимирский иконостас послужил образцом для иконостасов Успенского собора Московского Кремля 1481 года и Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 года.
С 1425 по 1427 годы был создан первый сомкнутый (не разделенный подкупольными столбами) иконостас в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Работали над ним по заказу игумена Никона те же Андрей Рублев и Даниил Черный, но в этот раз они были окружены учениками и помощниками, взявшими на себя основную долю работы, что чувствуется в разной стилистике икон.
В самом начале XVI века в новгородском Софийском соборе, впервые к полнофигурному деисусному и праздничному ярусам, добавляется полнофигурный пророческий чин, который здесь значительно выше, чем праздничный.
Некоторые четырехъярусные иконостасы имели в качестве завершения икону Спаса Нерукотворного, как например, иконостас Преображенского собора Соловецкого монастыря. Вероятно, такое расположение иконы над четвертым пророческим чином было предпосылкой появления пятого яруса. Наиболее ранний иконостас с пятью ярусами (1598 г.), дошедший до нас в перестроенном виде, находится в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Вместе с местными святыми, в нём представлены полнофигурные деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий чины. В пятиярусном иконостасе главенствующая роль деисуса отступает перед развившимися пророческим и праотеческим чинами, уступая выраженной в них ветхозаветной идее.