Пророк Илия – один из ветхозаветных пророков – жил в первой половине IX века до Р. Х. События его жизни описываются в Третьй и Четвертой Книге Царств (3 Цар. 17: 1–19; 18; 21: 17–28; 4 Цар. 1: 3–17; 2: 1–18). Имя пророка переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание служения Илии, ревностно боровшегося за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество. Илия родился в г. Фесва в Заиорданье («Фесвитянин, из жителей Галаадских»), носил волосяную одежду с кожаным поясом. Его пророческое служение проходило в Израильском царстве в правление царей Ахава (874–853) и Охозии (853–852), принадлежавших к династии Омри, в период, когда в Северном царстве широко распространялся культ Ваала.Прор.)

Изображения пророка Илии были так же распространены, как и образы свтятителя Николая Чудотворца, великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. В иконографии Илии соединены символические элементы, отражающие его значение как соучастника важнейших событий в истории божественного домостроительства. В христианском искусстве были распространены не только единоличные образы пророка, но, как знаковые, получили хождение отдельные сцены из его Жития, ставшего источником прообразовательных сюжетов. Илия часто изображается с всклокоченными волосами и бородой, облаченный в хитон и милоть.

Древнейшие изображения пророка Илии – фрески с житийными сценами – известны в иудейской синагоге в Дура-Европос (Восточная Сирия) и относятся ко времени появления второй декорации (249 – 250 годы). Самое древнее известное иконное изображение пророка Илии выполнено в технике восковой живописи (энкаустики) в VII веке (монастырь святой Екатерины на Синае). Икона являлась правой створкой не сохранившегося триптиха. Илия изображен седовласым, его одежды проработаны ассистом. Правая рука – в пророческом жесте, в опущенной левой – развернутый свиток.

Сохранились редкие примеры единоличных изображений пророка Илии. Одним из ранних является большого размера икона позднекомниновского периода (1180–1200 годы, Византийский музей, Кастория) с поколенным фронтальным изображением Илии на синем фоне, облаченного в охристый хитон с синим поясом и в милоть, в левой руке развернутый свиток.

Самый ранний образ в древнерусском монументальном искусстве известен в росписи Софийского собора в Киеве в нижней зоне на юго-западном подкупольном столбе, где седовласый Илия представлен в рост, со свернутым свитком в руке. Развернутые житийные повествования в монументальной живописи известны с XIII века.

Илия стал одним из самых любимых святых, что повлияло на распространенность его изображений в иконописи, он почитался как покровитель сельского хозяйства. Разнообразны изображения пророка и надписи на его свитке в составе пророческих рядов иконостаса. Самое раннее известное ростовое изображение – в составе пророческого ряда Софийского собора в Новгороде уникально – у Илии в руке нож (1509 год, НГОМЗ). Впоследствии в искусстве XVI – XVII веков выбор поясных или ростовых изображений в пророческом ряду диктовался размерами храмов и соответственно иконостасов в них.

Церковь празднует память пророка Илии 2 августа (20 июля по старому стилю).

Литература:

1. Турилов А. А., Артюхова Т. А., Лосева О. В., Моисеева С. А., Аржанов Ю. Н. Макаров Е. Е., Сусленков В. Е., Саенкова Е. М. Илия. // Православная энциклопедия. Том XXII. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — С. 236–259.

2. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963.

3. Смирнова Э. С. Живопись Обонежья XIV–XVI вв. — М., 1967.

4. Лифшиц Л. И. Заметки о стиле житийной иконы «Илья Пророк» из села Выбуты близ Пскова первой половины – середины XIII века. // ДРИ. — СПб., 1997. [Вып.:] Русь. Византия. Балканы. XIII в. — С. 326–343.

5. Пивоварова Н. В. Фрески Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи. — СПб., 2002.

6. Реформатская М. А. Об особенностях композиционного построения житийной иконы «Илья Пророк» из села Выбуты // ДРИ. [Вып.:] Русь. Византия. Балканы. XIII в. — СПб., 1997. — С. 344–355.

7. Шедевры русской иконописи XIV – XVI веков из частных собраний: Кат. / Сост.: Н. В. Задорожный, И. А. Шалина, Л. М. Евсеева. — М., 2009.

8. Попова О. С. Византийские иконы XIV – начала XV веков в собраниях России. // Проблемы византийского искусства: Мозаики, фрески, иконы. — М., 2006. — С. 548.

9. Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог Собрания. — М., 1995.

10. Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. — СПб., 1995.

Пророк Илия – один из ветхозаветных пророков – жил в первой половине IX века до Р. Х. События его жизни описываются в Третьй и Четвертой Книге Царств (3 Цар. 17: 1–19; 18; 21: 17–28; 4 Цар. 1: 3–17; 2: 1–18). Имя пророка переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание служения Илии, ревностно боровшегося за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество. Илия родился в г. Фесва в Заиорданье («Фесвитянин, из жителей Галаадских»), носил волосяную одежду с кожаным поясом. Его пророческое служение проходило в Израильском царстве в правление царей Ахава (874–853) и Охозии (853–852), принадлежавших к династии Омри, в период, когда в Северном царстве широко распространялся культ Ваала.Прор.)

Изображения пророка Илии были так же распространены, как и образы свтятителя Николая Чудотворца, великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. В иконографии Илии соединены символические элементы, отражающие его значение как соучастника важнейших событий в истории божественного домостроительства. В христианском искусстве были распространены не только единоличные образы пророка, но, как знаковые, получили хождение отдельные сцены из его Жития, ставшего источником прообразовательных сюжетов. Илия часто изображается с всклокоченными волосами и бородой, облаченный в хитон и милоть.

Древнейшие изображения пророка Илии – фрески с житийными сценами – известны в иудейской синагоге в Дура-Европос (Восточная Сирия) и относятся ко времени появления второй декорации (249 – 250 годы). Самое древнее известное иконное изображение пророка Илии выполнено в технике восковой живописи (энкаустики) в VII веке (монастырь святой Екатерины на Синае). Икона являлась правой створкой не сохранившегося триптиха. Илия изображен седовласым, его одежды проработаны ассистом. Правая рука – в пророческом жесте, в опущенной левой – развернутый свиток.

Сохранились редкие примеры единоличных изображений пророка Илии. Одним из ранних является большого размера икона позднекомниновского периода (1180–1200 годы, Византийский музей, Кастория) с поколенным фронтальным изображением Илии на синем фоне, облаченного в охристый хитон с синим поясом и в милоть, в левой руке развернутый свиток.

Самый ранний образ в древнерусском монументальном искусстве известен в росписи Софийского собора в Киеве в нижней зоне на юго-западном подкупольном столбе, где седовласый Илия представлен в рост, со свернутым свитком в руке. Развернутые житийные повествования в монументальной живописи известны с XIII века.

Илия стал одним из самых любимых святых, что повлияло на распространенность его изображений в иконописи, он почитался как покровитель сельского хозяйства. Разнообразны изображения пророка и надписи на его свитке в составе пророческих рядов иконостаса. Самое раннее известное ростовое изображение – в составе пророческого ряда Софийского собора в Новгороде уникально – у Илии в руке нож (1509 год, НГОМЗ). Впоследствии в искусстве XVI – XVII веков выбор поясных или ростовых изображений в пророческом ряду диктовался размерами храмов и соответственно иконостасов в них.

Церковь празднует память пророка Илии 2 августа (20 июля по старому стилю).

Литература:

1. Турилов А. А., Артюхова Т. А., Лосева О. В., Моисеева С. А., Аржанов Ю. Н. Макаров Е. Е., Сусленков В. Е., Саенкова Е. М. Илия. // Православная энциклопедия. Том XXII. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — С. 236–259.

2. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963.

3. Смирнова Э. С. Живопись Обонежья XIV–XVI вв. — М., 1967.

4. Лифшиц Л. И. Заметки о стиле житийной иконы «Илья Пророк» из села Выбуты близ Пскова первой половины – середины XIII века. // ДРИ. — СПб., 1997. [Вып.:] Русь. Византия. Балканы. XIII в. — С. 326–343.

5. Пивоварова Н. В. Фрески Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи. — СПб., 2002.

6. Реформатская М. А. Об особенностях композиционного построения житийной иконы «Илья Пророк» из села Выбуты // ДРИ. [Вып.:] Русь. Византия. Балканы. XIII в. — СПб., 1997. — С. 344–355.

7. Шедевры русской иконописи XIV – XVI веков из частных собраний: Кат. / Сост.: Н. В. Задорожный, И. А. Шалина, Л. М. Евсеева. — М., 2009.

8. Попова О. С. Византийские иконы XIV – начала XV веков в собраниях России. // Проблемы византийского искусства: Мозаики, фрески, иконы. — М., 2006. — С. 548.

9. Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог Собрания. — М., 1995.

10. Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. — СПб., 1995.

Богоматерь с Младенцем и пророк Илия Богоматерь с Младенцем и пророк Илия
Икона опилена. Ростовое изображение Богоматери с Младенцем на фоне ее чрева.  Справа – фигура пророка Илии.

Избранные святые: пророк Илья, святители Николай Чудотворец, Василий Великий,  мученик Георгий Избранные святые: пророк Илья, святители Николай Чудотворец, Василий Великий, мученик Георгий
На иконе изображены пророк Илья, святители Николай Чудотворец и Василий Великий, мученик Георгий (внизу), мученики и ценители Флор и Лавр, мученицы Параскева и Анастасия (вверху), предстоящие образу Богоматери Знамение.

Илья Пророк Илья Пророк
Полуфигура святого прекрасно вписана в формат вытянутой по вертикали доски. Живопись лика, сочетающая жидко положенное охрение с подрумянкой и голубоватыми притенениями, исполнена рукой опытного иконописца. Неоднократно отмеченная исследователями орнаментальность рисунка прядей бороды, наряду с некоторым упрощением рисунка, считается признаками провинциальности стиля,  однако проработка подробных деталей здесь настолько ритмически совершенна, что не возникает сомнения в осмысленности этого приема. И все же икона была исполнена вне стабильных условий стационарной мастерской, об этом говорят особенности доски. Ковчег на ней очень неглубок. А на обороте врезана лишь одна тонкая шпонка.

Илья Пророк Илья Пророк
Поясное изображение пророка. В левой руке он держит свиток, а в правой кинжал.

Илья Пророк Илья Пророк
Икона принадлежит к числу поясных фронтальных изображений Ильи Пророка, распространенных в русской иконописи в конце XIV-XVI веке и позднее вытесненных иконами Огненного вознесения. На верхнем поле помещено не совсем обычное произведений изображение Спаса Нерукотворного. Илья представлен в розовато-охристом хитоне и двухцветной милоти на меху. На его шее традиционная пророческая белая повязка, завязанная узлом. В правой руке Илья держит свиток с надписью «Ревнуя и // поревновах // по Господе Бозе Все //(дер)жители». Это текст связан с ветхозаветным повествованием о победе Ильи над языческими пророками Ваала.

Илья пророк с житием в 26 клеймах Илья пророк с житием в 26 клеймах
Предстоящий перед Богом-Саваофом пророк со свитком в руке дан в трехчетвертном повороте. Средник в иконе обрамлен золотой узорной аркой на тонких точеных колоннах. По своей конструкции арка напоминает гигантскую заставку из книги или пышный резной портал царских врат. Боковые поля заполнены житийными клеймами.

Праотец Мельхиседек и пророк Илья Праотец Мельхиседек и пророк Илья
Икона-двурядица из праотеческо-пророческого чина иконостаса с изображением праотца Мельхиседека и пророка Илии, держащих в руках свитки с предсказанием пришествия Христа.


Пророк Илия Пророк Илия
Поясное изображение пророка Илии со свитком в руке.

Пророк Илья Пророк Илья
Икона Пророческого ряда. Изображение пророка Ильи в трехчетвертном повороте с развернутым свитком в руках.

Пророки Илья и Елисей  Пророки Илья и Елисей
Икона из пророческого чина. Ростовые изображения пророков Ильи и Елисея со свитками в руках.

Святой Николай, с избранными святыми Святой Николай, с избранными святыми
В среднике – оплечное изображение святого Николая на красном фоне. Он представлен фронтально, в святительском облачении, от которого частично видны темно-охристая фелонь с украшенной жемчугом каймой у ворота и омофора. На полях изображены Деисус и поясные фигуры избранных святых.

Спаситель Николай Чудотворец, с деисусным чином и избранными святыми Спаситель Николай Чудотворец, с деисусным чином и избранными святыми
В среднике иконы изображен благословляющий святитель Николай в епископском облачении c раскрытым Евангелием в левой руке.

Чудо Георгия о змее Чудо Георгия о змее
В центре иконы изображен святой Георгий на белом коне. В руках святого копье, которым поражает змея. Змей темного цвета с красного головой.