The Prophet Elijah is one of the Old Testament prophets who lived in the first half of the 1X century B.C.The events of the Prophet’s life are described in the Third and Fourth Books of the Kings. (3 Book 17:1-19; 18; 21: 17-28; 4 Book 1: 3-17; 2: 1-18).The name of the prophet is translated as “God is My Lord”, which expresses the main idea of Elijah’s mission, who was zealously advocating the worship of the one God and proving His power with his deeds.

Elijah was born in Fesva city of Transjordan (Fesva city dweller of the people of Galaad), wore horsehair clothes with a leather belt.His prophetic service was in the Kingdom of Israel at the time of the rule of the Kings Ahab (874-853) and Ahaziah (853-852) who belonged to the Omri dynasty when in the northern kingdom the cult of Baal was spreading widely.

The depictions of the prophet Elijah are as popular as those of St.Nicholas the Wonderworker, St.George the Dragon-Slayer and St. and Glorious Demetrius of Thessalonica.The iconography of Elijah combines the symbolic elements which reflect his importance as a participant of the major events in the history of the divine administration.In the Christian art not only his personal images are represented but various scenes of his hagiography have been painted due to their importance and these scenes became the source of other subject matters.Elijah is often depicted with his tousled hair and a beard clothed in a hiton and mantle.

The most ancient depictions of the prophet Elijah-frescoes with his hagiography are in the Fool-Europos (Eastern Syria) and date back to the appearance of the second decoration. (249-250).The most ancient known icon depiction of the prophet Elijah was done in encaustic wax painting in the V11 century (the St Catherine’s monastery of Mount Sinai).The icon was the right fold of the triptych which is not preserved. Elijah is depicted grey-haired, his clothes are in gold hatching. His right hand is raised in a prophetic gesture, in his left lowered hand he holds an unfolded scroll.There are few one-image images of the prophet Elijah. One of the earliest is a big icon of the late Komnin period (1180-1200ies , the Byzantine museum, Kastoria) with the knee-length frontal depiction of Elijah against the blue background attired in a red hiton with a blue belt and a mantle, in his left hand he holds an unfolded scroll.The earliest image in the ancient monumental Russian art is in the painting of the Cathedral of St.Sophia in Kiev in the lower section on the south-west column under the cupola where the grey-haired Elijah is depicted full-length with a rolled scroll in his hand.Hagiographical icons in the monumental painting have been known since the XШ century.

Elijah has become one of the most venerated saints, which had an impact on the number of his depictions in the iconography. He was honoured as a protector of farmers.In the prophet tier of the iconostas there are diverse depictions of the prophet and inscriptions in his scroll.The earliest full-length depiction in the prophet tier of the Cathedral of St.Sophia in Novgorod is unique-Elijah holds a knife. (1509).

Later in the art of the XV1-XVП centuries the choice of waist-length or full-length depictions in the prophet tier was determined by the cathedral and iconostas dimensions.

The church honours the memory of the prophet Elijah on the 2nd August (20th July old style)   

Пророк Илия – один из ветхозаветных пророков – жил в первой половине IX века до Р. Х. События его жизни описываются в Третьй и Четвертой Книге Царств (3 Цар. 17: 1–19; 18; 21: 17–28; 4 Цар. 1: 3–17; 2: 1–18). Имя пророка переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание служения Илии, ревностно боровшегося за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество. Илия родился в г. Фесва в Заиорданье («Фесвитянин, из жителей Галаадских»), носил волосяную одежду с кожаным поясом. Его пророческое служение проходило в Израильском царстве в правление царей Ахава (874–853) и Охозии (853–852), принадлежавших к династии Омри, в период, когда в Северном царстве широко распространялся культ Ваала.Прор.)

Изображения пророка Илии были так же распространены, как и образы свтятителя Николая Чудотворца, великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. В иконографии Илии соединены символические элементы, отражающие его значение как соучастника важнейших событий в истории божественного домостроительства. В христианском искусстве были распространены не только единоличные образы пророка, но, как знаковые, получили хождение отдельные сцены из его Жития, ставшего источником прообразовательных сюжетов. Илия часто изображается с всклокоченными волосами и бородой, облаченный в хитон и милоть.

Древнейшие изображения пророка Илии – фрески с житийными сценами – известны в иудейской синагоге в Дура-Европос (Восточная Сирия) и относятся ко времени появления второй декорации (249 – 250 годы). Самое древнее известное иконное изображение пророка Илии выполнено в технике восковой живописи (энкаустики) в VII веке (монастырь святой Екатерины на Синае). Икона являлась правой створкой не сохранившегося триптиха. Илия изображен седовласым, его одежды проработаны ассистом. Правая рука – в пророческом жесте, в опущенной левой – развернутый свиток.

Сохранились редкие примеры единоличных изображений пророка Илии. Одним из ранних является большого размера икона позднекомниновского периода (1180–1200 годы, Византийский музей, Кастория) с поколенным фронтальным изображением Илии на синем фоне, облаченного в охристый хитон с синим поясом и в милоть, в левой руке развернутый свиток.

Самый ранний образ в древнерусском монументальном искусстве известен в росписи Софийского собора в Киеве в нижней зоне на юго-западном подкупольном столбе, где седовласый Илия представлен в рост, со свернутым свитком в руке. Развернутые житийные повествования в монументальной живописи известны с XIII века.

Илия стал одним из самых любимых святых, что повлияло на распространенность его изображений в иконописи, он почитался как покровитель сельского хозяйства. Разнообразны изображения пророка и надписи на его свитке в составе пророческих рядов иконостаса. Самое раннее известное ростовое изображение – в составе пророческого ряда Софийского собора в Новгороде уникально – у Илии в руке нож (1509 год, НГОМЗ). Впоследствии в искусстве XVI – XVII веков выбор поясных или ростовых изображений в пророческом ряду диктовался размерами храмов и соответственно иконостасов в них.

Церковь празднует память пророка Илии 2 августа (20 июля по старому стилю).

Литература:

1. Турилов А. А., Артюхова Т. А., Лосева О. В., Моисеева С. А., Аржанов Ю. Н. Макаров Е. Е., Сусленков В. Е., Саенкова Е. М. Илия. // Православная энциклопедия. Том XXII. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — С. 236–259.

2. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963.

3. Смирнова Э. С. Живопись Обонежья XIV–XVI вв. — М., 1967.

4. Лифшиц Л. И. Заметки о стиле житийной иконы «Илья Пророк» из села Выбуты близ Пскова первой половины – середины XIII века. // ДРИ. — СПб., 1997. [Вып.:] Русь. Византия. Балканы. XIII в. — С. 326–343.

5. Пивоварова Н. В. Фрески Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи. — СПб., 2002.

6. Реформатская М. А. Об особенностях композиционного построения житийной иконы «Илья Пророк» из села Выбуты // ДРИ. [Вып.:] Русь. Византия. Балканы. XIII в. — СПб., 1997. — С. 344–355.

7. Шедевры русской иконописи XIV – XVI веков из частных собраний: Кат. / Сост.: Н. В. Задорожный, И. А. Шалина, Л. М. Евсеева. — М., 2009.

8. Попова О. С. Византийские иконы XIV – начала XV веков в собраниях России. // Проблемы византийского искусства: Мозаики, фрески, иконы. — М., 2006. — С. 548.

9. Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог Собрания. — М., 1995.

10. Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. — СПб., 1995.

Богоматерь с Младенцем и пророк Илия Богоматерь с Младенцем и пророк Илия
Икона опилена. Ростовое изображение Богоматери с Младенцем на фоне ее чрева.  Справа – фигура пророка Илии.

Название (eng):  Mother of God with the Divine Child and prophet Elijah

Избранные святые: пророк Илья, святители Николай Чудотворец, Василий Великий,  мученик Георгий Избранные святые: пророк Илья, святители Николай Чудотворец, Василий Великий, мученик Георгий
На иконе изображены пророк Илья, святители Николай Чудотворец и Василий Великий, мученик Георгий (внизу), мученики и ценители Флор и Лавр, мученицы Параскева и Анастасия (вверху), предстоящие образу Богоматери Знамение.

Название (eng):  Selected Saints: prophet Elijah, saints Nicholas the Wonderworker, St. Basil the Great, martyr George.

Илья Пророк Илья Пророк
Полуфигура святого прекрасно вписана в формат вытянутой по вертикали доски. Живопись лика, сочетающая жидко положенное охрение с подрумянкой и голубоватыми притенениями, исполнена рукой опытного иконописца. Неоднократно отмеченная исследователями орнаментальность рисунка прядей бороды, наряду с некоторым упрощением рисунка, считается признаками провинциальности стиля,  однако проработка подробных деталей здесь настолько ритмически совершенна, что не возникает сомнения в осмысленности этого приема. И все же икона была исполнена вне стабильных условий стационарной мастерской, об этом говорят особенности доски. Ковчег на ней очень неглубок. А на обороте врезана лишь одна тонкая шпонка.

Название (eng):  Elijah the Prophet

Илья Пророк Илья Пророк
Поясное изображение пророка. В левой руке он держит свиток, а в правой кинжал.

Название (eng):  Prophet Elijah

Илья Пророк Илья Пророк
Икона принадлежит к числу поясных фронтальных изображений Ильи Пророка, распространенных в русской иконописи в конце XIV-XVI веке и позднее вытесненных иконами Огненного вознесения. На верхнем поле помещено не совсем обычное произведений изображение Спаса Нерукотворного. Илья представлен в розовато-охристом хитоне и двухцветной милоти на меху. На его шее традиционная пророческая белая повязка, завязанная узлом. В правой руке Илья держит свиток с надписью «Ревнуя и // поревновах // по Господе Бозе Все //(дер)жители». Это текст связан с ветхозаветным повествованием о победе Ильи над языческими пророками Ваала.

Название (eng):  Elijah the Prophet

Илья пророк с житием в 26 клеймах Илья пророк с житием в 26 клеймах
Предстоящий перед Богом-Саваофом пророк со свитком в руке дан в трехчетвертном повороте. Средник в иконе обрамлен золотой узорной аркой на тонких точеных колоннах. По своей конструкции арка напоминает гигантскую заставку из книги или пышный резной портал царских врат. Боковые поля заполнены житийными клеймами.

Название (eng):  Elijah in the Wilderness with 26 border-scenes from his life

Праотец Мельхиседек и пророк Илья Праотец Мельхиседек и пророк Илья
Икона-двурядица из праотеческо-пророческого чина иконостаса с изображением праотца Мельхиседека и пророка Илии, держащих в руках свитки с предсказанием пришествия Христа.


Название (eng):  Forefather Melchizedek and the Prophet Elijah

Пророк Илия Пророк Илия
Поясное изображение пророка Илии со свитком в руке.

Название (eng):  Elijah the Prophet

Пророк Илья Пророк Илья
Икона Пророческого ряда. Изображение пророка Ильи в трехчетвертном повороте с развернутым свитком в руках.

Название (eng):  Prophet Elijah

Пророки Илья и Елисей  Пророки Илья и Елисей
Икона из пророческого чина. Ростовые изображения пророков Ильи и Елисея со свитками в руках.

Название (eng):  Prophets Elijah and Elisha

Святой Николай, с избранными святыми Святой Николай, с избранными святыми
В среднике – оплечное изображение святого Николая на красном фоне. Он представлен фронтально, в святительском облачении, от которого частично видны темно-охристая фелонь с украшенной жемчугом каймой у ворота и омофора. На полях изображены Деисус и поясные фигуры избранных святых.

Название (eng):  Saint Nicholas with the selected saints

Спаситель Николай Чудотворец, с деисусным чином и избранными святыми Спаситель Николай Чудотворец, с деисусным чином и избранными святыми
В среднике иконы изображен благословляющий святитель Николай в епископском облачении c раскрытым Евангелием в левой руке.

Название (eng):  Saint Nicholas the Wonderworker, with the Deesis tier and the Selected Saints

Чудо Георгия о змее Чудо Георгия о змее
В центре иконы изображен святой Георгий на белом коне. В руках святого копье, которым поражает змея. Змей темного цвета с красного головой.