События праздника Преображения Господня описаны у святых евангелистов Матфея, Марка и Луки (Мф. 17: 1–13, Мк. 9: 1–12; Лк. 9: 28–36). По их свидетельству, приближаясь к вольным страданиям на кресте, Господь, взяв трех ближайших учеников (апостолов Петра, Иоанна и Иакова), поднялся на гору Фавор, где преобразился перед ними, являя им Свою Божественную славу. Там Ему предстали ветхозаветные пророки Моисей и Илия. Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 27 сентября (14 сентября по ст. ст.) Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте. По всей видимости, праздник Преображения был установлен уже в IV веке – в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня.

В основу иконографии праздника было положено евангельское повествование. На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе, изображается в центре композиции, по сторонам от Него – пророки, у подножия горы – павшие ниц апостолы. Одним из древнейших образов, символический смысл которого можно трактовать как Преображение, Н. В. Покровский считает мозаику апсиды церкви св. Аполлинария (Сан Аполлинаре ин Классе) в Риме (середина VI века). Другой памятник этой эпохи – мозаика в конхе апсиды церкви монастыря св. Екатерины на Синае – показывает иконографию, которая легла в основу традиционных сюжетов Преображения в византийском и древнерусском искусстве. С XII века иконография Преображения дополнена изображениями восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе с Христом. Подобные детали повсеместно встречаются в памятниках XIII – XIV веков: росписях церкви Благовещения в Грачанице (1321 год) и церкви Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV века). В более поздних памятниках появляется развернутая композиция с рядом иконографических подробностей. Так, на некоторых иконах XVI – XVII веков по сторонам от Христа изображаются не только пророки Моисей и Илия, но и восстание Моисея из гроба и перенесение на гору Фавор на облаке Илии. Обоих ветхозаветных праведников сопровождают Ангелы. По толкованию отцов Церкви, Илия, который не умер, но был во плоти взят Господом на небеса, представляет собою мир живых, тогда как Моисей представляет собою мир мертвых.

Одна из самых известных икон Преображения приписывается кисти Феофана Грека, она была написана в начале XV века для Преображенского собора Переславля-Залесского (ныне в ГТГ). В этом памятнике, как и в других произведениях, созданных после окончания богословских споров о природе Фаворского света, ощутимы особый динамизм и движение, пронизывающее всю композицию.

В святоотеческих толкованиях и богослужебных текстах Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, поэтому этот сюжет в нарушение хронологического повествования воспринимался как элемент страстного цикла, что отразилось в последовательности расположения праздничных сцен. Так, в росписи церкви Спаса на Нередице (1199 год, Новгород) Преображение представлено рядом со сценой Входа в Иерусалим. В росписи церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313 год, Псков) Преображение расположено между композициями Входа в Иерусалим и Омовения ног. В русских иконостасах XVI – XVII веков Преображение становится обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между иконами Входа в Иерусалим и Распятием.

Празднуется 19 августа (6 августа по ст.ст.).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986..

2. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

3. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. — М.: Наука, 1982.

4. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001.

5. Millet G. Recherches sur l’iconographie de l’évangile aux XIV, XV et XVI siècles..., Paris, 1916.

6. Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV вв. Каталог Собрания. М., 1995.

7. Евсеева Л.М. Преображение. // Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV-XVI вв. М.: Индрик, 2000.

8. Семоглу А. Воскресающий Моисей: О редкой иконографической особенности сцены «Преображение» в настенной монастырской живописи северо-западной Греции XVI века. // Византийский временник. М., 2001. Вып. 60. С. 175.

9. Сарабьянов В. Д. Программные основы древнерусской храмовой декорации // Вопросы искусствознания. М., 1994. Вып. 4.

10. Липатова С. Н. Заметки по иконографии Преображения Господня. Интернет-ресурс: Pravoslavie.ru

11. Высокий русский иконостас. М., 2004.

События праздника Преображения Господня описаны у святых евангелистов Матфея, Марка и Луки (Мф. 17: 1–13, Мк. 9: 1–12; Лк. 9: 28–36). По их свидетельству, приближаясь к вольным страданиям на кресте, Господь, взяв трех ближайших учеников (апостолов Петра, Иоанна и Иакова), поднялся на гору Фавор, где преобразился перед ними, являя им Свою Божественную славу. Там Ему предстали ветхозаветные пророки Моисей и Илия. Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 27 сентября (14 сентября по ст. ст.) Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте. По всей видимости, праздник Преображения был установлен уже в IV веке – в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня.

В основу иконографии праздника было положено евангельское повествование. На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе, изображается в центре композиции, по сторонам от Него – пророки, у подножия горы – павшие ниц апостолы. Одним из древнейших образов, символический смысл которого можно трактовать как Преображение, Н. В. Покровский считает мозаику апсиды церкви св. Аполлинария (Сан Аполлинаре ин Классе) в Риме (середина VI века). Другой памятник этой эпохи – мозаика в конхе апсиды церкви монастыря св. Екатерины на Синае – показывает иконографию, которая легла в основу традиционных сюжетов Преображения в византийском и древнерусском искусстве. С XII века иконография Преображения дополнена изображениями восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе с Христом. Подобные детали повсеместно встречаются в памятниках XIII – XIV веков: росписях церкви Благовещения в Грачанице (1321 год) и церкви Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV века). В более поздних памятниках появляется развернутая композиция с рядом иконографических подробностей. Так, на некоторых иконах XVI – XVII веков по сторонам от Христа изображаются не только пророки Моисей и Илия, но и восстание Моисея из гроба и перенесение на гору Фавор на облаке Илии. Обоих ветхозаветных праведников сопровождают Ангелы. По толкованию отцов Церкви, Илия, который не умер, но был во плоти взят Господом на небеса, представляет собою мир живых, тогда как Моисей представляет собою мир мертвых.

Одна из самых известных икон Преображения приписывается кисти Феофана Грека, она была написана в начале XV века для Преображенского собора Переславля-Залесского (ныне в ГТГ). В этом памятнике, как и в других произведениях, созданных после окончания богословских споров о природе Фаворского света, ощутимы особый динамизм и движение, пронизывающее всю композицию.

В святоотеческих толкованиях и богослужебных текстах Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, поэтому этот сюжет в нарушение хронологического повествования воспринимался как элемент страстного цикла, что отразилось в последовательности расположения праздничных сцен. Так, в росписи церкви Спаса на Нередице (1199 год, Новгород) Преображение представлено рядом со сценой Входа в Иерусалим. В росписи церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313 год, Псков) Преображение расположено между композициями Входа в Иерусалим и Омовения ног. В русских иконостасах XVI – XVII веков Преображение становится обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между иконами Входа в Иерусалим и Распятием.

Празднуется 19 августа (6 августа по ст.ст.).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986..

2. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

3. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. — М.: Наука, 1982.

4. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001.

5. Millet G. Recherches sur l’iconographie de l’évangile aux XIV, XV et XVI siècles..., Paris, 1916.

6. Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV вв. Каталог Собрания. М., 1995.

7. Евсеева Л.М. Преображение. // Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV-XVI вв. М.: Индрик, 2000.

8. Семоглу А. Воскресающий Моисей: О редкой иконографической особенности сцены «Преображение» в настенной монастырской живописи северо-западной Греции XVI века. // Византийский временник. М., 2001. Вып. 60. С. 175.

9. Сарабьянов В. Д. Программные основы древнерусской храмовой декорации // Вопросы искусствознания. М., 1994. Вып. 4.

10. Липатова С. Н. Заметки по иконографии Преображения Господня. Интернет-ресурс: Pravoslavie.ru

11. Высокий русский иконостас. М., 2004.

Апостол Симон; Преображение Апостол Симон; Преображение
Радиальная грань. В верхней части ростовое  изображение апостола Симона Кананита. Ниже - сцена Преображения Господня.

Богоматерь  Боголюбская, Преображение Господне, Неопалимая купина Богоматерь Боголюбская, Преображение Господне, Неопалимая купина
Складень трехстворчатый, деревянный, заключенный в металлическую оправу.

Богоматерь Владимирская с избранными святыми Богоматерь Владимирская с избранными святыми
По-видимому, образцом данной иконы была чтимая святыня из ростовского кафедрального собора. В центре верхнего поля помещено «Преображение», а по сторонам от него – поясные изображения поклоняющихся архангелов Михаила и Гавриила в медальонах. На боковых полях представлены фигуры избранных святых, расположенных по чинам в иерархической последовательности. Это пророк Иоанн Предтеча и апостол Павел, апостолы Петр и Иоанн Богослов, святители Николай и Алексий, святые воины Феодор Тирон и Феодор Стратилат, мученицы Татиана и Анастасия.

Богоматерь и  Преображение Богоматерь и Преображение
В нижнем регистре помещено ростовое изображение Богоматери в трехчетвертном повороте. В верхнем – Преображение.

Богоматерь Одигитрия Смоленская, Преображение Богоматерь Одигитрия Смоленская, Преображение
Выносная двухсторонняя икона. Поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом. Он сидит на левой руке Богоматери, правой рукой Он благословляет, в левой - держит свиток.
На оборотной стороне сцена Преображения.

Преображение Преображение
В центре композиции находится фигура Христа в белых одеждах.

Преображение Преображение
Богоматерь изображена фронтально, ее голова слегка повернута к Младенцу, сидящему на ее левой руке, правая рука Марии простерта перед грудью и обращена к сыну. Младенец представлен строго фронтально. Правой рукой он благословляет, в левой держит свернутый белый свиток, поставленный на колено.

Преображение Преображение
Христос изображен на фоне славы с разведенными в стороны руками.  

Преображение Преображение
На иконе помещена сцена Преображения Господня.

Преображение Преображение
На средней вершине гористого пейзажа изображен Христос на фоне славы в белых с золотым ассистом одеждах, со свитком в руках. По сторонам Христа на боковых вершинах стоят: слева – Илья, справа – Моисей со скрижалью в руках. В нижней части иконы, у подножья скалистых горок, представлены апостолы Петр, Иоанн и Иаков.

Преображение Преображение
На средней вершине гористого пейзажа изображен Христос на фоне славы в белых с золотым ассистом одеждах, со свитком в руках. По сторонам Христа на боковых вершинах стоят: слева – Илья, справа – Моисей со скрижалью в руках. В нижней части иконы, у подножья скалистых горок, представлены апостолы Петр, Иоанн и Иаков.

Преображение Преображение
На средней вершине гористого пейзажа изображен Христос на фоне славы в белых с золотым ассистом одеждах, со свитком в руках. По сторонам Христа на боковых вершинах стоят: слева – Илья, справа – Моисей со скрижалью в руках. В нижней части иконы, у подножья скалистых горок, представлены апостолы Петр, Иоанн и Иаков.

Преображение Преображение
На средней вершине гористого пейзажа изображен Христос на фоне славы в белых с золотым ассистом одеждах, со свитком в руках. По сторонам Христа на боковых вершинах стоят: слева – Илья, справа – Моисей со скрижалью в руках. В нижней части иконы, у подножья скалистых горок, представлены апостолы Петр, Иоанн и Иаков

Преображение Преображение
Икона из праздничного чина. На средней вершине гористого пейзажа изображен Христос в белых с золотым ассистом одеждах, со свитком в руках. Справа и слева от Иисуса на лещадках горок -  пророки Илия и Моисей, за которыми на отдельных горках стоят ангелы.

В нижней части иконы расположены фигуры апостолов Петра, Иоанн и Иаков. Особенностью данной иконы является изображение в средней части восходящих на Фаворскую гору и нисходящих с нее апостолов с Христом.

Преображение Преображение
Из Праздничного ряда. На средней вершине гористого пейзажа изображен Христос на фоне славы в белых с золотым ассистом одеждах, со свитком в руках. По сторонам Христа на боковых вершинах стоят: слева – Илья, справа – Моисей со скрижалью в руках. В нижней части иконы, у подножья скалистых горок, представлены апостолы Петр, Иоанн и Иаков.

Преображение Преображение
На иконе изображена сцена Преображения Господня на горе Фавор в присутствии трех ближайших учеников Христа: Петра, Иоанна и Иакова. Ветхозаветные пророки Моисей и Илия изображены по обеим сторонам от Христа. В верхней части иконы в облачном сегменты – Господь Саваоф.

Преображение Преображение
На средней вершине гористого пейзажа изображен Христос в белых с золотым ассистом одеждах, со свитком в руках. Христа окружает двойная голубая круглая «слава», внутри которой, белая, с золотом, шестиконечная остроугольная звезда.  
По сторонам Христа на боковых вершинах стоят: слева – Илья, справа – Моисей со скрижалью в руках. В верхних углах иконы изображены ангелы, несущие пророков на облаках. Слева и справа, на фоне пещер, группы «восходящих» и «нисходящих» апостолов с Христом. От центральной фигуры Христа исходит три голубых луча, ослепляющие апостолов. На фоне горок слева – Петр с поднятой левой рукой. В середине – Иоанн, стремительно падающий вниз головой. Справа Иаков, упавший на колени, закрывает рукой глаза.

Преображение Преображение
На иконе изображена сцена Преображения Господня на горе Фавор в присутствии трех ближайших учеников Христа: Петра, Иоанна и Иакова.  Христос представлен на фоне «славы», которая состоит из нескольких окружностей, переходящих от темно-зеленого к светлому, почти белому тону. Ветхозаветные пророки Моисей и Илия изображены по обеим сторонам от Христа.

Преображение Преображение
В центре верхней части композиции, на вершине горы, представлен Христос в белых одеждах на фоне темно-синего круга славы и восьмиконечной красной звезды, олицетворяющей божественное сияние Фаворского света. Справа и слева от Иисуса на лещадках горок стоят пророки Илия и Моисей, поддерживаемые ангелами, которые их принесли на беседу со Спасителем.  В нижней части иконы, у подножья скалистых горок, представлены апостолы. Их позы передают душевное состояние: Петр взирает на воссиявшего Христа стоя, Иаков падает ниц и закрывает глаза руками от ослепительного света, Иоанн, как самый юный и впечатлительный, низвергается вниз головой.

Преображение Преображение
Икона из праздничного чина. На иконе изображена сцена Преображения Господня на горе Фавор в присутствии трех ближайших учеников Христа: Петра, Иоанна и Иакова.  Ветхозаветные пророки Моисей и Илия изображены по обеим сторонам от Христа.


Иконы 1 - 20 из 27
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец Все