(1642 - ум. 1694/1695) - посадский человек г. Холмогор, что и объясняет приставшее к нему прозвище, брат холмогорских иконописцев Василия и Никиты (?) Спиридоновых Холмогорцев.
В приходно-расходной книге Черногорского монастыря упоминается, что 13 декабря 1665 г. строитель Авраамий и игумен Епифаний по дороге в Москву заехали в Холмогоры и купили у Семена Спиридонова две иконы. В Москве одну из них, богородичную, они отнесли к царице Марии Ильиничне, а другую — к воспитателю царевича Алексея Алексеевича боярину Федору Михайловичу Ртищеву.
В декабре 1666 г. в Холмогоры была направлена царская грамота с распоряжением прислать иконописца в Москву.
В 1669/1670 г. с братом Никитой работал над созданием 75 икон и Царских врат в Благовещенском погосте на Ваге.
С 1677 по 1678 г. находился в Москве, где вместе с 20 художниками работал в Посольском приказе над созданием более 1000 миниатюр Евангелия для церкви Спаса Нерукотворного в Кремле. В это же время был выставлен Симоном Ушаковым и другими жалованными иконописцами в качестве кандидата на вакантное место жалованнаго иконописца, но в Москве он оставлен не был и Семен возвращается в Ярославль.
В 1679–1680 гг. вместе с братом Василием расписывал Зосимо-Савватиевский придел и паперть Преображенского собора Соловецкого монастыря.
На протяжении многих лет Семен Спиридонов работал в Ярославле. В местных музеях хранятся его подписные иконы, а также произведения круга мастера и приписываемые ему датируемые 1675–1682 гг.:
1) Василий Великий, с житием в 42 клеймах. 1674 г. ЯХМ.
2) Пророк Илия в пустыне, с житием в 26 клеймах. 1678 г. ЯХМ.
3) Никола Зарайский, с житием в 34 клеймах. 1685 г. ЯХМ. Иоанн Златоуст, с 40 клеймами жития. 1670е гг. ЯХМ.
4) Богоматерь с младенцем на престоле, с 32 клеймами. Ок. 1682 г. ЯХМ.
5) Богоматерь с младенцем на престоле. 1682 г. ЯМЗ.
6) Евангелист Марк. Сер. 1680х гг. ЯМЗ.
7) Архангел Гавриил (из Благовещения). Сер. 1680х гг. ЯМЗ.
Особенностями колористического строя произведений Семена Холмогорца являются плотный рыжевато-розовый цвет охрения, придающий ликам эффект загара, обилие золота, полное отсутствие синего цвета. Персонажам Семена Холмогорца свойственна напряженная угловатость, на лицах их лежит печать болезненности и меланхолии. Его Богоматерь — это, как правило, девочка с полудетским грустным личиком. Фон композиций обычно составляет архитектура, в изображении которой Семен Холмогорец был незаурядным мастером.
Сохранившиеся произведения иконописца, хранящиеся в музеях России:
1) Складень трехстворчатый, в серебряной оправе. 1679 г. ГИМ,
2) Богоматерь с младенцем на престоле, с 40 клеймами Акафиста. 1687 г. ГРМ.
3) Спас Вседержитель на престоле, с Марфой и Марией, с 28 клеймами. Ок. 1682 г. ГРМ.
4) Иконы для церкви Николы Большой Крест в Москве. К. 1680-х гг. После разрушения храма иконы перевезены в Загорск и в настоящее время находятся в Сергиевской трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры.