Печерская икона Божией Матери – изображение Богородицы с Младенцем, которое, по мнению Н. П. Кондакова, воспроизводит чтимый мозаичный образ из алтаря Успенского собора Киево-Печерского монастыря. На иконах этого извода Богоматерь изображается сидящей на высоком троне. Двумя руками Богородица поддерживает восседающего на ее руках Младенца. Иисус Христос благословляет обеими руками. Справа от трона стоит основатель Киево-Печерского монастыря Антоний Печерский, слева – игумен Киево-Печерского монастыря и автор поучений Феодосий Печерский. В руках они держат свитки.
Изображение Богоматери с Младенцем на троне относится к иконографическому типу, называемому «Кипрская». Как считает Н. П. Кондаков, первоначально подобные изображения были частью композиции «Поклонение волхвов», которая складывалась под влиянием апокрифических текстов. В этих текстах сообщается, что волхвы, неся с собою великие дары, пришли в Вифлеем «в дом» и нашли Младенца Иисуса сидящим на лоне Матери своей. На фреске в аркосолии катакомбы Петра и Марцелины Богоматерь с Младенцем на руках изображена сидящей на кресле, слева и справа два волхва к ней подносят дары на блюдах. Эту фреску Н. П. Кондаков относит к III веку. Позднее этот тип изображения Божией Матери с Младенцем стали использовать в композициях с местночтимыми святыми и ктиторами. Данная иконография отличается торжественностью и монументальностью, поэтому широко распространена в мозаиках и фресках.
Образы Антония и Феодосия, согласно Киево-Печерскому патерику, существовали в монастыре уже в XII веке. Изображение основателей Киево-Печерского монастыря рядом с Богородицей и Младенцем можно соотнести с рассказом из патерика о строительстве Успенского собора в монастыре. В нем повествуется о том, как Царица небесная собрала мастеров церковных из Царьграда, одарила их золотом на три года и отправила на Русь в Киев к Антонию и Феодосию для строительства каменной церкви. Также Богородица дала мощи святых мучеников: Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Якова и Феодора, чтобы положить их в основание храма, и икону, говоря: “Она будет наместной”. Древнейшей иконой этого извода является образ Богоматери Печерской (Свенской) 1288 (?) года из Свенского Успенского монастыря (сейчас находится в ГТГ).
Литература:
1. Лифшиц Л И. Богоматерь Печерская (Свенская) с предстоящими Феодосием и Антонием. // Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1. — М., 1995. №16.
2. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т.1, Т.2. — СПб., 1914–1915.
3. Киево-Печерский патерик. Подготовка текста Л. А. Ольшевской, перевод Л. А. Дмитриева, комментарии Л. А. Дмитриева и Л. А. Ольшевской. — Интернет-ресурс Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4945
4. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963.
5. Лазарев В. Н. История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986.