Апостол Иоанн Богослов, один из ближайших учеников Иисуса Христа, апостол от Двенадцати, с его именем церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов Нового Завета: Евангелия от Иоанна, Послания апостола Иоанна, Откровения Иоанна Богослова.

Иоанн Богослов из наиболее часто упоминается в Священном Писании, «ученик, которого любил Иисус» (Ин. 20: 2–9; 21: 7; 21: 20). Евангелие свидетельствует, что братья Иаков и Иоанн занимались рыбной ловлей вместе с отцом Зеведеем, которого они оставили, последовав за Иисусом Христом.Ап. Иоанн Богослов. Икона из деисусного чина. 60-е гг. XIV в. (мон-рь Хиландар) В синоптических Евангелиях он предстает как один из первых и ближайших учеников Христа: вместе с апостолом Петром он готовит пасхальную трапезу, вместе с ним и апостолом Иаковом становится свидетелем самых великих чудес Христа: воскрешения дочери Иаира и Преображения, вместе с ними и с апостолом Андреем участвует в беседе о разрушении храма. Иоанн Богослов возлежал на груди Христа на Тайной вечере (Ин. 13: 23), стоял у креста и взял к себе Матерь Иисуса (Ин. 19: 26–27), получил вместе с Петром от Марии Магдалины весть об исчезновении тела Христа из гробницы и поспешил туда (Ин. 20: 2–3), узнал Господа при чудесном лове рыб (Ин. 21: 3–8). Иоанн Богослов дожил до глубокой старости. В апокрифических текстах описывается жизнь Иоанна Богослова, создание Евангелия: все, у кого были записи об Иисусе Христе, передали их Иоанну Богослову в Эфес; он разделил их на три синоптических Евангелия, а сам написал четвертое, дополняющее их. Во многих преданиях сообщается о ссылке Иоанна Богослова на остров Патмос при императоре Домициане. Апокрифические «Деяния Иоанна», полные многочисленных чудес, завершаются рассказом о его преставлении в Эфесе в воскресный день после проповеди, молитвы и Евхаристии. Гробница Иоанна Богослова находится в Эфесе. В отличие от мощей других апостолов мощи Иоанна Богослова неизвестны в христианском мире. Согласно апокрифическому сказанию, после преставления святого на небо была взята не только его душа, но и тело, так же как это произошло с пророками Илией, Енохом и Богородицей.

Древнейшие дошедшие до нас изображения Иоанна Богослова относятся к III – IV векам. Они сохранились в росписях катакомб и рельефах саркофагов, где Иоанн Богослов представлен не единолично, а в числе 12 апостолов или реже четырех евангелистов, окружающих Спасителя или предстоящих Ему. В раннехристианском искусстве Иоанн Богослов чаще изображался юным, что может указывать на сложившееся представление об апостоле как о самом молодом ученике Христа. Более распространенный вариант изображения Иоанна Богослова в виде старца с раскрытым кодексом перед небольшим столиком представлен в мозаике церкви Сан-Витале в Равенне. В IX – X веках складываются основные иконографические типы евангелистов, которые могли изображаться стоящими с раскрытым Евангелием или сидящими за столиком с письменными принадлежностями. Практически во всех византийских рукописях IX – начала XI веков Иоанн Богослов имеет облик старца, что, вероятно, объяснялось существованием предания о написании им Евангелия в глубокой старости, последним из евангелистов. Устойчивые «узнаваемые» черты внешности Иоанна Богослова, получившие широкое распространение в более поздних памятниках, – высокий, выпуклый, изборожденный морщинами лоб с большими залысинами, короткие курчавые волосы и небольшая окладистая борода с выделенными прядями. На многих миниатюрах Евангелия изображается Десница или небесный сегмент с исходящими от него лучами, в некоторых случаях Иоанн Богослов оборачивается и внимает Божественному Откровению. Часто действие происходит в пещере или на фоне ее.

Символ евангелиста Иоанна Богослова – орел, символ часто присутствует в иконографических композициях.

Наряду с единоличными изображениями получают распространение композиции Иоанна Богослова, диктующего текст Евангелия своему ученику Прохору. Различные варианты иконографии Иоанна Богослова, сложившиеся в миниатюрах из рукописных книг, широко использовались в других видах и жанрах искусства, прежде всего в росписях византийских и русских храмов, где они обычно располагались в парусах. С XIV века изображения евангелистов помещались на царских вратах. В послеиконоборческое время евангелисты могли включаться в деисусные композиции различного состава. Иконография жития Иоанна Богослова (или, точнее, цикла его деяний) основана на тексте «Хождения Иоанна Богослова», составленного в V веке и не позднее XI века переведенного на славянский язык. Подобные циклы известны на Руси с конца XV – первых десятилетий XVI века. Наиболее полная житийная иконография в иконописи представлена на иконе конца XV века из Борисоглебского монастыря в Дмитрове с 44 клеймами (Музей имени Андрея Рублева).

Память апостола Иоанна Богослова празднуется 21 мая (8 мая по старому стилю), 9 октября (26 сентября по старому стилю) – Преставление апостола, и 13 июля (30 июня по старому стилю) – в Соборе двенадцати апостолов.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. НерсесянЛ. В. Иоанн Богослов. Иконография. // Православная энциклопедия. Том XXIII. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. С. 679–731.

2. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

3. Лихачёв Н. П. Хождение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: По лицевым рукописям XV и XVI вв. СПб, 1911.

4. Friend A. M. The Portraits of the Evangelists in Greek and Latin Manuscripts // Art Studies. — Camb. (Mass.), 1927. Vol. 5. P. 115–147.

5. Попов Г. В. Иллюстрации «Хождения Иоанна Богослова» в миниатюре и станковой живописи конца XV в. // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 208–221.

6. Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода, XV век. М., 1994.

7. Никитина Т. Л. Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом. М., 2002. С. 45–55.

8. Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2003.

9. Красилин М. М. Икона «Евангелист и апостол Иоанн Богослов в молчании» // «И по плодам узнается древо»: Русская иконопись XV – XX вв. из собрания В. Бондаренко. М., 2003.

10. Розанова Н. В. Иоанн и Григорий Богословы в рукописных книгах московского круга последних десятилетий XV в. // Древнерусское и поствизантийское искусство: вторая половина XV – начало XVI в.: К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. М., 2005. С. 438–450.

11. Иконы Вологды XIV – XVI вв. М., 2007.