Святой равноапостольный Владимир Святославич (в крещении Василий, ум. 15 июля 1015 года по ст. стилю) – киевский князь в 978–1015 годах, креститель Руси.

Полулегендарные сведения о жизни киевского князя Владимира Святославича сохранились в летописях и житийной литературе. Кроме того, некоторые свидетельства о нем содержатся в послании архиепископа Бруно Кверфуртского к германскому королю Генриху II и хронике саксонца Титмара Мерзебургского, а также в византийской, армянской и арабо-сирийских хрониках. Факты и даты, содержащиеся в источниках, противоречивы, поэтому существуют различные точки зрения на биографию князя Владимира.

Нет точных сведений о месте и времени рождения Владимира Святославича. Его отцом был киевский князь Святослав Игоревич, бабушкой – святая равноапостольная княгиня Ольга, а матерью – Малуша, ключница Ольги. Возможно, что княгиня Ольга опекала своего малолетнего внука. Позднее для воспитания к нему был приставлен дядя по матери Добрыня.

В 969 году отец выделил Владимиру в удел Великий Новгород. После смерти Святослава Игоревича в 972 году между его сыновьями Ярополком, Владимиром и Олегом разгорелась борьба за киевское княжение. В ходе этой междусобицы Владимир убил своего брата Ярополка и занял киевский стол в 978 году.

В течение первых десяти лет правления внутренняя политика Владимира Святославича была направлена на консолидацию Древнерусского государства и упрочнение своей власти. С этой целью он осуществил несколько успешных военных походов, а также провел религиозную реформу. Первоначально, Владимир Святославич пытался ввести единый культ языческих богов, устроив рядом с княжеским двором языческое капище, на котором приносились жертвы, в том числе и человеческие. Подобное же капище было устроено Добрыней в Новгороде. Однако, язычество, связанное с племенно-родовым строем, не могло стать основой централизованного государства. Поэтому Владимир Святославич разослал посольства к мусульманам, католикам, православным и иудеям с целью получить сведения о разных вероисповеданиях. В результате этих духовно-религиозных поисков киевский князь решил принять православное учение.

Относительно места и времени Крещения киевского князя Владимира и его дружины в летописных источниках содержатся противоречивые свидетельства. На основании изучения арабо-сирийских хроник, исследователи пришли к выводу, что Крещение Владимира Святославича связано с договором с византийским императором Василием II. Согласно этому договору киевский князь должен был помочь Василию II подавить мятеж, возглавляемый полководцем по имени Фока Варда, а византийский император – отдать в жены князю Владимиру свою сестру византийскую принцессу Анну, при условии, что Владимир Святославич примет крещение. Киевский князь выполнил условия договора – послал русское войско, которое в 988–989 годах участвовало в подавлении мятежа, и крестился, предположительно, в Киеве. В Крещение Владимир Святославич получил имя Василий, поскольку его заочным крестным отцом по византийским обычаям считался император Василии II. Но, вероятно, византийский император не спешил отправлять византийскую принцессу Анну в Киев, и поэтому Владимир Святославич пришел со своими воинами под стены греческого города Херсонес (Корсунь) и после длительной осады овладел им. Однако, существует и другая точка зрения, согласно которой князь Владимир захватил Херсонес (Корсунь), потому что жители города поддерживали мятежников.

После взятия Херсонеса, принцесса Анна прибыла на Русь и стала женой Владимира Святославича. Возвратившись в Киев, князь Владимир повелел разрушить языческие капища, а на их месте построить православные церкви. С помощью греческих священников, прибывших вместе с Анной на Русь, в Киеве, Новгороде, и, вероятно, других городах были проведены массовые Крещения жителей, а также была учреждена митрополия и несколько епископских кафедр, позднее был введен церковный суд. Владимир Святославич выделил православной церкви десятую часть своих доходов.

Скончался киевский князь Владимир Святославич 15 июля 1015 году (по ст. стилю) и был похоронен в Десятинной церкви. Его почитание как святого установилось не позднее XIII века.

На иконах святой равноапостольный князь Владимир Святославич изображается наиболее часто в виде седого старца с курчавыми волосами и раздвоенной широкой бородой в русских одеждах, как, например, на иконе из деисусного чина первой половины XV века из собрания Третьяковской галереи.

Дни памяти святого равноапостольного князя Владимира – 28 июля (15 июля по ст. стилю), 23 октября (10 октября по ст. стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Э.П.Р., Серёгина Н.С., Преображенский А.С. Владимир (Василий) Святославич // Православная энциклопедия. Том VIII. М., 2004. С. 690–718.

2. Лазарев В.Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде. М., 1983.

3. Иконы Пскова. М., 2003.

4. Иконы Вологды XIV – XV веков. М., 2007.

5. 1000-летие русской художественной культуры. М., 1988.