На Первом Вселенском соборе, созванном в Никее в 325 году, был принят Символ веры – молитва, содержащая краткое и понятное изложение всех догматов православного вероучения о домостроительстве Божием, о богочеловечестве Христа, о земном пути Спасителя и плодах Его страданий. Необходимость Символа веры была вызвана обилием еретических учений, распространившихся среди христиан. Исповедание Никейского символа было объявлено императором Константином государственным законом. В 381 году на Втором Цареградском (Константинопольском) соборе текст Символа был дополнен и окончательно утвердился в церковной практике под названием Никео-Цареградского Символа Веры.

Образы, иллюстрирующие Символ веры, появились на Руси в конце XV века, но получили распространение позднее, в XVII веке. В 1489 году икона «Символ веры» была вложена в Благовещенский собор Московского Кремля Василием Ивановичем Мамыревым, великокняжеским дьяком (икона не сохранилась). В храмовых росписях «Символ веры» появляется в XVI веке во фресках Архангельского собора Московского Кремля. Наиболее древние из сохранившихся икон датируются второй половиной XVII века, например, икона из московской церкви Григория Неокесарийского 1668 – 1669 годов из собрания Государственного Русского музея.

Текст Символа Веры разделен на 12 членов (частей). В соответствии со структурой текста строится композиция иконы – она разделена на распложенные горизонтальными рядами клейма, которые по порядку по фразам иллюстрируют текст Символа веры. Иконография клейм, как правило, представляет собой традиционные сюжеты ветхозаветной и новозаветной истории. Известны более сложные по композиции иконы, в которые помимо сцен на текст Символа, включалась и «история» борьбы за него – события Первого и Второго Вселенского соборов, как например, на иконе из Балахны (Музей имени Андрея Рублева).

Текст Символа веры начинается словами «Верую…», что иногда переносится на название иконографии.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Костромская икона. М., 2004. № 142. Ил. 238.

2. Сухова О.А. Иконы Мурома. М., 2004. № 75.

3. Закон Божий. М., 2011.