Возникновение праздника было предопределено событиями, произошедшими в византийской столице во время осады города сарацинами. Согласно житию святого Андрея Юродивого (Х век), в константинопольском Влахернском храме, хранившем величайшую святыню христианского мира – ризу Пресвятой Богородицы, случилось божественное посещение. Блаженный Андрей и его ученик Епифаний удостоились увидеть Пресвятую Деву в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. Богоматерь молилась за предстоящих в храме людей и, сняв с головы свой плат, простерла его над собравшимися. Описание этого видения стало одним из источников иконографии Покрова, однако существенное влияние на нее, по всей видимости, оказали и свидетельства о так называемом «еженедельном» чуде, происходившем каждую пятницу на всенощном богослужении в том же Влахернском храме. Покров, наполовину закрывавший чтимый образ Богоматери, невидимою силой приподнимался и оставался парить над иконой в течение всего времени молитвы.

Самые ранние изображения Покрова утрачены. Праздник Покрова Божий Матери был установлен в Русской церкви князем Андреем Боголюбским около 1164 года, им же в 1165 году был построен всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли. Свидетель чуда Покрова – блаженный Андрей – был тезоименитым святым князя Андрея Боголюбского. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зверинский монастырь). Древнейший образ Покрова в древнерусском искусстве представлен на вратах начала XIII века Рождественского собора в Суздале, выполненных в технике золотой наводки по меди.

Полная иконографическая схема Покрова складывается в XIV веке. С XIV века известны два иконографических извода Покрова, которые можно определить как новгородский и суздальский. В новгородских композициях Богоматерь изображается на фоне внутренней стены алтаря с поднятыми вверх руками. Над ее головой Ангелы держат киноварный покров. По сторонам – Ангелы, святители. Внизу – закрытые царские врата, около них Андрей Юродивый, его ученик Епифаний, апостолы, мученики. Наиболее раннее изображение Покрова новгородского иконографического извода выявлено во фресковых росписях 1313 года Снетогорского монастыря в Пскове. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом (Новгородский музей).

В «суздальском» (среднерусском) изводе Покрова Богоматерь изображается перед храмом простирающей Свой мафорий над всеми присутствующими. Кроме фигур апостолов, мучеников, святителей, Андрея Юродивого и Епифания, здесь изображается стоящим на амвоне Роман Сладкопевец – автор ряда песнопений, посвященных Богоматери. Наиболее ранним образцом этого типа является храмовая икона Покровского Суздальского монастыря второй половины XIV века (ныне в ГТГ). Примечательно, что архитектура заднего плана передает общие черты построек во Влахернах – базилики с двускатной крышей и круглой купольной церкви.

Оба варианта имеют и схожие черты. Как правило, в нижней части изображались очевидцы влахернского чуда: святой Андрей Юродивый указывает своему юному ученику на образ Пречистой Девы. Покров, дарующий заступничество Царицы Небесной, чаще всего выделялся ярко-красным цветом. Художники следовали описанию видения в житии святого Андрея, где подчеркивалось, что простираемый плат был «молнии подобен».

Празднуется 14 октября (1 октября по ст.ст.).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник, вып. II, ОЛДП, 1896. С. 82–92.

2. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери, т. II, Прага., 1915, стр. 56–62, 93–102.

3. Кондаков Н. П. Русская икона, т. III. Текст, ч. I, Прага, 1931, стр. 152–154.

4. Медведева Е. С. Этюды о Суздальских вратах. Покров. Диссертация. Архив Института истории искусства АН СССР, 1947.

5. Лазарев В. Н. Снетогорские росписи. Сообщение Института истории искусств, 8, М., 1957.

6. Шалина И. А. Реликвии в восточнохристианской иконографии. М., 2005.

7. Смирнова Э. С. Московская икона XIV–XVII веков. Л., 1988. Кат. № 146.

8. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1: Древнерусское искусство Х – начала XV вв. М., 1995. Кат. № 48.

9. Липатова С. Н. Покров Пресвятой Богородицы: иконография праздника в искусстве Древней Руси. Интернет-ресурс: Pravoslavie.ru.

10. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963.

11. Гордиенко Э. А. «Покров» в новгородском изобразительном искусстве. (Источники образования типа) // Древний Новгород: История. Искусство. Археология. Новые исследования. Сб. статей. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — С. 314–337.