Вознесение Иисуса Христа на небо - одно из главных событий Священной истории. После Вознесения Господня видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви.
Событие Вознесения Господня подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк. 24: 50-51) и Деяниях св. апостолов (Деян. 1: 9-11). Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка (Мк. 16: 19). Церковь Вознесения Господня в Иерусалиме на Елеонской горе.
Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа. Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк. 24: 49; Деян. 1: 4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (Деян. 1: 12), и, подняв Свои руки, преподал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо. В Деяниях святых апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (Лк. 24: 52), где через несколько дней на них сошел Святой Дух (Деян. 2: 1-4).
До конца IV века празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось, при этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не праздничный день.
Самым ранним дошедшим до нас изображением Вознесения Господня является рельеф на деревянных дверях церкви Санта-Сабина в Риме (около 430 г.): стоящий Христос со свитком в руке окружен символами Евангелистов в медальонах, внизу - Богоматерь, над Ней два апостола держат крест в круге. Этот образ Богородицы традиционно истолковывают как символическое изображение Церкви (Н. В. Покровский). Подобная трактовка сохраняется и по отношению к памятникам средневековья. Описание Вознесение Господня в Священном Писании и изображение этого события в христианской иконографии отличаются одной важной чертой, свидетельствующей о том, что в основе иконографии лежит литургическая традиция, прославляющая триумфальное вознесение плоти Христовой на небеса. Вознесение Господне. Роспись ц. Спаса Преображения на Нередице. 1199 г.
В последующих изображениях в центре композиции представлена Богородица; о Ее присутствии при Вознесении свидетельствует Церковное Предание: творения святых отцов, тексты службы праздника Вознесения Господня. В русской иконографии Вознесение Господне присутствует в храмовых росписях (Спасский собор Мирожского монастыря, середина XII в.; церковь вмч. Георгия в Старой Ладоге, 60-е гг. XII в.; церковь Спаса Преображения на Нередице, 1199, разрушена).
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Вознесение Господне // Православная энциклопедия. Том IX. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003 . С.197-203.
2. Скабалланович М. Толковый Типикон. М., 2004. С. 263.
3. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С.485.
4. Сарабьянов В.Д. Евангельское повествование в программе росписей Софии Киевской // Искусство христианского мира. Вып. 10. М., 2007. С. 214–215.
5. Пивоварова Н.В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Иконографическая программа росписи. СПб., 2002. С. 45.
6. Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог Собрания. М., 1995.
7. Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. Спб., 1995.
8. Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник, т. I. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905
9. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.