Архангел Михаил является архистратигом, то есть предводителем небесного воинства. В Откровении Иоанна Богослова описывается, как ангельские силы во главе с архангелом Михаилом выступили против сил зла. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною...» (Откр. 12: 7–9). Вследствие этого он считается покровителем «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, ведущих борьбу со злом. Согласно апокрифическим текстам («Евангелие от Никодима», «Хождение Богородицы по мукам» и др.). Господь вручает архангелу Михаилу души праведников, поэтому его почитают как заступника за души умерших на Страшном Суде.

В византийском искусстве архангел Михаил изображается, как правило, в виде крылатого юноши с нимбом. Пышные волосы архангела поддерживает головная повязка, концы которой – тороки, слухи – свободно развиваются, свидетельствуя о готовности архангела слушать волю Божию. Он может изображаться либо в хитоне и гиматии, либо как архистратиг небесного воинства в доспехах, либо как страж Царя Небесного в одеждах придворного византийского императора, так называемых «лоратных одеждах», – в далматике и лоре, в сапожках, украшенных золотом и камнями. В руках архангела может быть лабарум, с написанными на нем словами трисвятой песни, свиток или тонкий жезл – мерило. Также архангел Михаил может держать в руке зерцало – прозрачный шар-сферу, посредством которого ангелы могут созерцать отражение Бога, не смея взирать на Него. На зерцале обычно пишутся начальные буквы имени Спасителя (IC XC), иногда изображается Предвечный Младенец Эммануил или голгофский крест. Один из ранних примеров изображения архангела Михаила – мозаика на триумфальной арке церкви Сан Аполинаре ин-Классе в Равенне (около 549 года).

В древнерусском искусстве изображение архангела Михаила часто встречается в монументальных росписях храмов, где он представлен в свите Царя Небесного, например, мозаичное изображение в Софийском соборе в Киеве (40-е годы XI века). Кроме того, для храмов, посвященных архангелу Михаилу, создавались большие храмовые образы. Примером может служить икона из собрания ГТГ (около 1300 года). С появлением высокого иконостаса образ архангела Михаила обязательно включался в состав икон деисусного чина. В деисусном ряду икона располагалась слева от Спасителя, поэтому фигура архангела представлена в повороте вправо в молитвенной позе. Примером может служить ростовой образ архангела Михаила из деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля последней четверти XIV века.

Литература:

1. Иванов М. С., Никифорова А. Ю., Э. П. И. Ангелология. // Православная энциклопедия. Том II. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — С. 300–306.

2. Иванов М. С. Архангел. // Православная энциклопедия. Том III. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — С. 473.

3. Иванов М. С. Архистратиг. // Православная энциклопедия. Том III. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — С. 581.

4. Иеромонах Дионисий (Шлёнов), Фокин А. Р. «Ареопагитики». // Православная энциклопедия. Том III. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — С. 195–214.

5. Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. — М.: «Искусство», 1990.

6. Е.В. Гладышева, Л.В. Нерсесян. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. — М.: «Странный мир», 1991.