Святитель Петр (умер в 1326 году) – митрополит всея Руси, перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, первый московский святой.

Самые ранние сведения о жизни святителя содержатся в тексте, который в большинстве рукописей имеет название «Преставление Петра митрополита». По мнению В. А. Кучкина этот текст был составлен для Владимирского собора 1327 года, на котором святитель был канонизирован. На его основе в конце XIV века митрополит Киприан создает свою редакцию Жития Петра митрополита.

Житие повествует о том, что святитель был родом из Волынского княжества. В семилетнем возрасте его родители – Феодор и Мария – отдали мальчика обучаться грамоте. В 12 лет отрок постригся в монахи. По собственному желанию юноша обучился иконному письму и, как сообщается в Житии, «бысть иконник чюден». Он основал небольшой монастырь на реке Рати недалеко от Львова. Когда митрополит Максим во время своего путешествия в Константинополь остановился в этом монастыре, Петр подарил ему написанный им образ Богородицы.

После смерти митрополита Максима в 1305 году разгорелась борьба между Галицким великим князем Юрием Львовичем, который был недоволен переносом митрополичьей кафедры из Киева во Владимир и желал иметь в Галиции отдельного митрополита, и великим князем Михаилом Ярославичем Тверским, добивавшимся поставления в митрополиты своего кандидата. Галицкий князь отправил в Константинополь ратского игумена Петра, а Тверской князь – игумена Геронтия. Константинопольский патриарх Афанасий, стремившийся не допустить разделения русской кафедры, рукоположил в мае-июне 1308 года в митрополиты всея Руси Петра. В Житие рассказывается, что Патриарх благословил митрополита Петра иконой, которую Петр подарил митрополиту Максиму и которую привез в Константинополь Геронтий.

Решение константинопольского патриарха было враждебно воспринято великим князем Михаилом Ярославичем Тверским, что привело к противостоянию и взаимным обвинениям между митрополитом Петром и тверским епископом Андреем. Позднее это стало причиной сближения митрополита Петра и московских князей. В последний год своей жизни святитель переселился в Москву. Он убедил князя Ивана Калиту в необходимости строительства каменной церкви в честь Богородицы, пожертвовав на строительство часть средств из своей казны.

Храм в честь Успения Богородицы, первый каменный храм в Москве, был заложен в августе 1326 года. Но митрополит Петр не дожил до окончания его строительства, он умер в ночь с 20 на 21 декабря 1326 года и был погребен в гробе, который сделал своими руками в недостроенной церкви. Через некоторое время у гроба святителя начали совершаться чудеса и исцеления, которые были записаны по инициативе князя Ивана Калиты и послужили основанием для канонизации святого. Митрополит Петр был канонизирован сначала в 1327 году на Владимирском соборе, а затем в 1339 году в Константинополе.

Святитель Петр стал первым московским святым, он почитается как небесный покровитель и защитник города Москвы.

На иконах митрополит Петр традиционно изображается в святительских одеждах: в белом клобуке, саккосе (с орнаментом в виде крестов в кругах) и омофоре. Наиболее распространенными являются два варианта изображения. К первому варианту относятся иконы, происходящие из деисусного чина, где святитель представлен в повороте с поднятыми в молении руками, например, образ святителя Петра начала XV века из собрания Третьяковской Галереи. Ко второму – иконы, где он изображен фронтально, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке, иногда на фоне Московского Кремля.

Дни памяти святителя Петра митрополита – 6 сентября (24 августа по старому стилю), 18 октября (5 октября по старому стилю), 3 января (21 декабря по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Прохоров Г. М. Житие митрополита Петра. Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI – первая половина XIV в. Л., 1987. С. 163–166.

2. Кучкин В. А. "Сказание о смерти митрополита Петра". ТОДРЛ. Т.18.

3. Борисов Н. С. Московские князья и русские митрополиты XIV века. Вопросы истории. 1986, №8.

4. Борисов Н. С. Политика московских князей (конец XIII века – первая половина XIV века). М.: Издательство МГУ, 1999.