Преподобный Александр Ошевенский (в миру Алексей) жил в XV веке, в 1452 – 1469 годы основал монастырь на реке Чурьюге недалеко от Каргополя, прославился строгой праведной жизнью и многочисленными посмертными чудотворениями.

Житие преподобного Александра было составлено в 1567 году иеромонахом Александрова Ошевенского монастыря Феодосием по рассказам людей, лично знавших преподобного. Согласно этому тексту Алексей родился 17 марта (по старому стилю) 1427 года в Важеозерской веси Белозерского края в семье зажиточного крестьянина Никифора Ошевня и Фотинии. В 19 лет юноша ушел в Кирилло-Белозерский монастырь, где в 25-летнем возрасте принял постриг с именем Александр.

Примерно тогда же его отец с семьей переселился «от насилия земных властей» на реку Чурьюгу и предложил сыну, приехавшему навестить семью, устроить монастырь на другом берегу реки, обещая помочь со строительством обители. Преподобный Александр возвратился в Кирилло-Белозерский монастырь, чтобы получить благословение игумена, который отпустил его с «искусным иноком», «ведяща добре чин монастырский». Придя в Ошевнево, преподобный Александр попросил отца смотреть за строительством монастыря, а сам отправился в Новгород, где архиепископ Иона поставил его игуменом монастыря. Также он получил грамоты от владелицы этих земель боярыни Анастасии на земельные угодия. Жизнь во вновь устроенной обители была очень тяжелой. Преподобный Александр ввел строгий общежительный устав для иноков, являя собой пример подвижнической жизни. В созданной им обители он трудился 27 лет. Преподобный Александр преставился 20 апреля (по старому стилю) 1479 года.

Первоначально преподобный Александр Ошевенский был похоронен по правую сторону от построенной им деревянной церкви святителя Николая Чудотворца. Житие преподобного описывает многочисленные посмертные чудеса святого. Между 1576 и 1581 годами по указанию митрополита Московского Антония его мощи были освидетельствованы вологодским епископом Варлаамом, после чего было установлено местное празднование святому. Позднее мощи преподобного Александра перенесли в посвященный ему предел Успенского собора монастыря, где находились до революции под спудом.

На иконах преподобный Александр изображается в монашеских одеждах. Самым ранним является образ, написанный для размещения над его ракой. Он был написан со слов старца, знавшего преподобного: «Александръ бе возрастом средни человекъ, лицем сухъ, образом умиленъ, очи име влущене, брада невелика и не велми густа, власы русы в полысед». Одно из ранних изображений преподобного – икона северных писем из деисусного чина конца XVI века из собрания Третьяковской Галереи. Очень часто преподобный Александр Ошевенский изображается в молении со свитком в руке на фоне основанного им монастыря. Эти иконы воспроизводят вид монастыря на момент создания образа. Например, на иконе начала XVIII века из собрания музея имени Андрея Рублева все строения монастыря – ограда, два шатровых храма, колокольня, хозяйственные постройки – деревянные, а на иконе второй трети XIX века из Эрмитажа храмы и ограда монастыря каменные.

Память преподобного Александра Ошевенского – 3 мая (20 апреля по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Шаляпин С. О., Романенко Е. В., Зеленина Я. Э. Александр Ошевенский. // Православная энциклопедия. Том I. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. С. 530–532.

2. Шаляпин С. О. Александров Ошевенский мужской монастырь. // Православная энциклопедия. Том I. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. С. 607–608.

3. Дмитриев Л. А. Феодосий, автор Жития Александра Ошевенского. // Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. http://www.pushkinskijdom.ru