Основная тема иконографии «Что Тя наречем» – служение Богоматери домостроительству Божию во спасение человека. Сюжет появляется в иконописи в XVI веке. Литературным источником является богородичное песнопение первого часа: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси Цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим»». Композиция построена на сочетании иконографических формул: с каждым эпитетом гимна в иконе соотносится определенное изображение.

Внизу композиции представлены чины праведников, славословящих Богоматерь – апостолы, мученики (слева), святители, лики преподобных мужей и жен (справа). В песнопении Богоматерь именуется «небом», так как родила Христа – «солнце правды», поэтому вверху изображены семь небесных сфер со звездами, солнцем и луной. Она – «рай», так как «прозябла Цвет нетления» – Христа, спасшего человека от смертного тления, поэтому в центральной части композиции на фоне райского сада изображены Христос, Адам и Ева, Благоразумный разбойник, Иоанн Предтеча. В песнопении Богоматерь прославляется «Девой», сохранившей девство по Рождестве, «Матерь» Бога, на иконе эти слова соотносятся с композициями в медальонах «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов». В центре – Богоматерь на престоле в сияющей мандорле. Ниже благословляющий Спаситель. Выше мандорла с Богоматерью Воплощение, по сторонам от которой Ангел и пророк Исайя, указующие на Деву. Завершают композицию образ Господа Саваофа в мандорле, дополняют ее врата – символ Приснодевства Марии, и «дверь спасения», через которую в мир вошел Спаситель.

Наиболее ранним произведением этой иконографии можно считать икону первой половины XVII века из собрания музея имени Андрея Рублева. Во времена реформ патриарха Никона песнопение было изменено, поэтому на этой иконе после никоновских реформ слово «благодатная» заменилось словом «обрадованная». В поздних произведениях сложная иконографическая схема упрощается.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.


Литература:

  1. «О Тебе разуется». Русские иконы Богоматери XVI – начала ХХ веков. Каталог выставки из фондов Музея имени Андрея Рублева. М., 1995.
  2. София. Премудрость Божия. Каталог выставки русской иконописи XIII – XIX веков из собраний музеев России. М., 2000. С. 346–347.
  3. Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII – начала XX в. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1998. Кат. № 255, с. 188, цв. ил. с. 56.