-
Поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом на правой руке.
-
Поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом на правой руке.
-
Поясное изображение Богоматери с Младенцем на руках. Одежды серебристого цвета с тиснением. Широкие поля красно – коричневого цвета.
-
Богоматерь изображена в ¾ повороте справа налево. Правой рукой поддерживает Младенца, обнимающего ее за шею.
-
Композиция традиционная, выполнена в манере крестьянского письма. Богоматерь поясная, в трехчетвертном поворота налево. Младенец Иисус Христос на правой руке Богоматери, левой рукой обнимает Ее за шею, ликом приник к щеке Матери.
-
Изображение Богоматери поясное. Богоматерь держит Младенца Христа на правой руке, голова Её склонена вправо.
-
Икона относится к иконографическому типу «Умиление» и восходит к чудотворной иконе «Богоматерь Владимирская» XII в., но имеет иконографические особенности, характерные, как предполагает Л.А. Щенникова, для несохранившегося списка иконы, созданного в конце XIV в. К ним относятся положение левой руки Богоматери на одном уровне с правой и отсутствие изображения левой руки Младенца. Отличительная особенность данной иконы - видны пальцы левой руки Христа, которой он обнимает Богоматерь за шею.
Икона в серебряном позолоченном окладе, изготовленном в технике «басма на чеканное дело» - басма прочеканена с лицевой стороны для большей четкости рисунка. Оклад выполнен одновременно с иконой. На верхнем и частично боковых полях помещен семифигурный Деисус (Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел). На боковых полях так же находятся изображения в рост святителей Иоанна Златоуста, Василия Кесарийского, Григория Богослова и Иоанна Милостивого. На нижнем поле - поясные фигуры великомучеников Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского, царей Соломона и Давида, святителя Николая Чудотворца.
-
Икона, вероятно, является одним из ранних списков с недошедшего до наших дней первого ростовского образа Богоматери Владимирской. На ней, в отличие от древнего византийского образца, руки Богородицы представлены почти на одном уровне, а ступня левой ноги Младенца расположена значительно выше правой. Облик иконы искажен антикварной реставрацией начала XX века, в ходе которой живопись была поновлена, а первоначальный золотой фон полностью очищен.
-
Изображение Богоматери с Младенцем.
-
Изображение Богоматери с Младенцем Христом на правой руке. Образцом могла служить иконография ранних чтимых списков. В то же время, мастер допустил ряд неточностей - либо по причине плохой сохранности образца, либо из-за покрывавшего изображение оклада. Так, левая рука Младенца, которой он обнимает Богоматерь, покрыта золотисто-охристой тканью гиматия, наброшенного на плечо. Между склоненными ликами виден также и коричневый мафорий с золотистой каймой – как на тех списках, на которых изображена только одна рука Младенца. К тому же иконописец, по-видимому, пожелал дать свой вариант художественного решения образа, изобразив Христа не в традиционном золотистом хитоне, а в красной рубашке с зеленым поясом.
-
Пядничная икона. По сравнению с древним чудотворным образом Богоматери Владимирской и ее списком конца XIV-начала XV века данная икона имеет некоторые иконографические особенности. Младенец не обнимает Мать за шею – видна только одна рука, простертая к плечу Богоматери. Его необычно крупная голова изображена почти на одном уровне с головой Богоматери. Лик Марии обрамляет широкая кайма мафория, с левой стороны примыкающая к груди Иисуса.
-
Изображение Богоматери поясное. Богоматерь держит Младенца Христа на правой руке, голова ее склонена вправо. Младенец прижимается щекой к лицу Богоматери и обнимает ее левой рукой за шею, лицо Его обращено вверх. Правая рука Младенца протянута вперед и касается плеча Богоматери. Ножки Христа до ступней закрыты хитоном, левая согнута так, что видна ступня.
Икона неоднократно поновлялась.
На оборотной стороне изображен Престол и Орудия Страстей.
-
Поясное изображение Богоматери, правой рукой держащей Младенца, обнимающего Её за шею.
-
Изображение Богоматери поясное. Богоматерь держит Младенца Христа на правой руке, голова Её склонена вправо. Младенец прижимается щекой к лицу Богоматери и обнимает Её левой рукой за шею, лицо Его обращено вверх. Правая рука Младенца протянута вперед и касается плеча Богоматери. Ножки Христа до ступней закрыты хитоном, левая согнута так, что видна ступня.
На полях изображены святые в рост, обращённые к Богоматери: Василий Великий, Григорий Богослов, святая Анна и неизвестный святой.
-
Изображение Богоматери поясное. Богоматерь держит Младенца Христа на правой руке, голова Её склонена вправо. Младенец прижимается щекой к лицу Богоматери и обнимает Её левой рукой за шею, лицо Его обращено вверх. Правая рука Младенца протянута вперед и касается плеча Богоматери. Ножки Христа до ступней закрыты хитоном, левая согнута так, что видна ступня.
-
Икона восходит к чудотворному образу Богоматери Владимирской - византийской иконе первой трети XII века (ныне в ГТГ), которые поздние предания приписывают кисти евангелиста Луки. Муромская икона восходит к композиции, возникшей после поновления «Богоматери Владимирской» в 1514 году: левая рука поднята значительно выше правой, а на ее шее, под мафорием, видна левая рука Младенца Христа.
Голова Богоматери на представленной иконе покрыта жемчужным очельем и увенчана золотым венцом с городчатой коруной, которые украшены жемчугом и камнями. Эта имитации драгоценного убора Богородичной иконы, очевидно, подчеркивала, что муромский образ является точным списком с подлинной чудотворной иконы и копирует даже ее оклад.
-
Поясное изображение Богоматери с Младенцем. Икона в окладе.
-
Поясное изображение Богоматери, прижимающей к себе Младенца.
-
Богоматерь Владимирская с 64 клеймами «Повести на сретение иконы Богоматери Владимирской»
На иконе представлена Богоматерь Владимирская с 64 клеймами. В среднике изображение Богоматери Владимирской – самой чтимой иконы Богоматери на Руси. В 44 клеймах история этого образа, в 20 клеймах – подробное повествование о Темир Аксаке (Тамерлане, 1336 - 1405). -
По-видимому, образцом данной иконы была чтимая святыня из ростовского кафедрального собора. В центре верхнего поля помещено «Преображение», а по сторонам от него – поясные изображения поклоняющихся архангелов Михаила и Гавриила в медальонах. На боковых полях представлены фигуры избранных святых, расположенных по чинам в иерархической последовательности. Это пророк Иоанн Предтеча и апостол Павел, апостолы Петр и Иоанн Богослов, святители Николай и Алексий, святые воины Феодор Тирон и Феодор Стратилат, мученицы Татиана и Анастасия.
-
В среднике дано поясное изображение Богоматери, типа "Умиление". Богоматерь держит Христа на правой руке, левой касается одежд младенца.
-
На иконе представлено поясное изображение Богоматери с Младенцем, Которой предстоят Архангел Гавриил, княгиня Ольга и двое святых.
-
Богоматерь Владимирская, в резной раме
Поясное изображение Богоматери с Младенцем на руках. Икона помещена в пышно украшенный оклад.
-
Богоматерь Владимирская, с избранными святыми
В среднике помещено изображение Богоматери Владимирской. На широких темно-зеленых полях иконы размещены 10 овальных медальонов с изображениями святых. На верхнем поле в центре – Этимасия с архангелами Михаилом и Гавриилом; на левом поле – святители Силуан и Андрей Кристкий; на правом – святой архидиакон Стефан и преподобный Пимен; на нижнем – мученик Феодор Тирон, преподобные Мария Египетская и Феврония Муромская.
-
Богоматерь Владимирская. Доска с клеймами истории создания образа. Доска с текстом вкладной надписи.
Изображение Богоматери с Младенцем на иконе соответствует тому состоянию, которое имела византийская икона Богоматерь Владмиирская XII века (ГТГ) в конце XVII, когда «поновления» полностью скрывали древнюю живопись.
Доска с клеймами истории создания образа Богоматери Владимирской была исполнена для иконы, написанной Афанасием Рязанцевым в 1692 году.
-
Богоматерь Владимирская. Спас Нерукотворный. Благовещение. Избранные святые. Складень-кузов
Икона с образом Богоматери Владимирской помещена в складень-кузов, который принадлежит к типу двустворчатых складней с килевидным завершением.
Верхнюю часть створок занимает сцена Благовещения. Остальные изображения на склдане представляют своеобразный деисусный чин. В навершии помещен образ Спаса Нерукотворного, которому предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. На створках складня представлены муромские святые – князья Константин, Михаил и Феодор, Петр и Феврония. Их изображения указывают на то, что склдаень был создан в Муроме или в другом городе, но по заказу жителя Мурома. Примечательно, что муромские князья в нарушение традиционной иерархии деисусного чина изображены сразу после апостолов Петра и Павла и впереди вселенских и русских святителей. На левой створке складня представлены три вселенских святителя – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Расположенные симметрично изображения Петра, Алексея и Ионы отражают традиционное для позднего средневековья уподобление трех московских митрополитов трем вселенским святителям.
-
Поясное изображение Богоматери с Младенцем.
-
Икона в окладе. Изображение Богоматери поясное. Богоматерь держит Младенца Христа на правой руке, голова Её склонена вправо. Младенец прижимается щекой к лицу Богоматери и обнимает Её левой рукой за шею, лицо Его обращено вверх. Правая рука Младенца протянута вперед и касается плеча Богоматери. Ножки Христа до ступней закрыты хитоном, левая согнута так, что видна ступня.
-
Богоматерь Умиления (Владимирская) с клеймами
В среднике помещено изображение Богоматери Владимирской.
-
Складень кузов с нагрудной иконой Богоматери Одигитрии, восемью образами Богоматери и праздниками
Складень принадлежит к типу складней-кузовов с килевидным завершением. По традиции, в верхней части створок помещено изображение благовещения, а ниже представлены праздники: Рождество Богоматери, Введение во храм, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Преображение (слева), распятие, Снятие с креста, Воскресение – Сошествие во ад, Жены Мироносицы у гроба Господня, Уверение Фомы, Вознесение, Святая Троицы, Успение Богородицы (справа). В навершии средней части находится редкая композиция «Се Ангнец», символически изображающая искупительную жертву Спасителя за грехи мира. Здесь показан Младенец Христос, лежащий на дискосе и осененный рипидами, которые держат в руках предстоящие ангелы.
В кузов вставлена икона, в которую вделана костяная нагрудная иконка XVI века в сканной оправе с изображением Богоматери Одигитрии. Рядом с ней представлены ангелы, а вокруг помещены восемь изображений Богоматери в разных иконографических типах. Центральная икона повторяет гравюру с восемью богородичными изображениями – один из листов, созданных московским гравером Григорием Тепчегорским, работавшим в 1702-1718 годах, и включавшихся в различные сборники первой трети XVIII столетия. Тепчегорский не только использовал изображения известных икон, но и сам сочинил ряд образов, например, Терванского, который на русской почве стал связываться с Теребинской пустынью в Тверской области и получил название Теребинского.
-
Икона состоит из четырнадцати клейм с изображением Богородица и святых.