Святитель Варсонофий (ок. 1495 − 1576) − основатель и архимандрит первого в городе Казани православного монастыря ‒ Спасо-Преображенского (ок. 1557 года), проповедовал христианство среди татарского народа, епископ Тверской в 1567 − 1570 годах, прославлен многочисленными чудотворениями.

Исторические сведения о святителе Варсонофии сохранились в летописных источниках и Житии святого, составленном около 1596 − 1597 года казанским митрополитом Гермогеном (с 1606 года патриарх Московский, священномученик), который лично знал святителя.

Согласно тексту Жития святитель Варсонофий родился в семье священника Василия в городе Серпухов. В детские годы он выучился грамоте. В отроческом возрасте будущий святитель был пленен татарами и провел в рабстве три года, пока его отец не заплатил выкуп. После возвращения на родину юноша отправился в Москву, в Спасо-Андроников монастырь, где принял иноческий постриг с именем Варсонофий.

В 1544 году Варсонофий был назначен настоятелем Николо-Пешношского монастыря (совр. поселок Луговой Дмитровского района Московской области). В 1555 году по указу царя Ивана Васильевича IV была учреждена Казанская епархия, и святитель в сане архимандрита был направлен в Казань для устроения Спасо-Преображенского монастыря. На царские пожертвования стараниями архимандрита в обители были возведены теплая церковь во имя святителя Николая и Спасо-Преображенский собор. Для иноков настоятель составил монастырский устав. «Постом же и молитвою, и слезами и бдением, и всенощным стоянием тело свое удручая; ношаше же ... вериги на теле своем. И бысть во всем образ братии к добродетели». Святой обладал даром врачевания телесных и душевных недугов. Святитель Варсонофий, выучивший татарский язык в плену, проповедовал христианство среди татарского народа.

В 1567 году по повелению царя Ивана Васильевича IV он был поставлен епископом в город Тверь. Через три года из-за старости святитель Варсонофий удалился на покой в основанный им Спасо-Преображенский монастырь в Казани. Преставился святитель 11 апреля 1576 года (по старому стилю) и был погребен у алтаря Спасо-Преображенского собора рядом с первым архиепископом Казанским и Свияжским Гурием. Их нетленные мощи были обретены в 1595 году во время строительных работ. По указу патриарха Иова святые Гурий и Варсонофий были канонизированы.

В русском искусстве святитель Варсонофий изображался в виде старца с длинной бородой в архиерейском облачении – фелони и омофоре, митре, с жезлом или евангелием в руках. Подобным образом святой представлен на правом поле шитой пелены "Богоматерь Казанская" начала XVII века из собрания Государственного Русского Музея. Единоличные образы святого встречаются не часто. На иконах святитель Варсонофий, как правило, изображался вместе со святителем Гурием Казанским в некоторых вариантах в молении к Спасителю или к образу Божией Матери, как, например, на иконе «Святители Гурий и Варсонофий, Казанские чудотворцы» XVIII века из собрания Государственного Исторического Музея. Также широкое распространение получили образы Богоматери Казанской со святителями Гурием и Варсонофием на полях.

День памяти святителя Варсонофия – 24 апреля (11 апреля по старому стилю), 17 октября (4 октября по старому стилю) в Соборе Казанских святых, в Соборе Тверских святых.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Липаков Е.В., Чугреева Н.Н. Варсонофий // Православная энциклопедия. Том VI. М., 2004. С. 670−672.

2. Творения святейшаго Гермогена, Патриарха Московскаго и всея России. С приложенiем чина поставленiя в Патрiарха. − Изданiе Церковной Комиссiи по чествованiю юбилейных событiй 1612, 1613 и 1812 годовъ. М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1912. С. 35−51.

3. ПСРЛ, том XIX. Издание 1-е. СПб., 1903. Стб. 482.

4. Дробленкова Н.Ф. Гермоген, патриарх // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV – XVI в.). Ч. 1: А–К / АН СССР. ИРЛИ; Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л., 1988.

5. Пречистому образу Твоему поклоняемся…: Образ Богоматери в произведениях из собрания Государственного Русского Музея. СПб., 1994. Кат. № 166. Ил. на с. 266.

6. Подлинник иконописный. Издание С.Т. Большакова, под редакцией А.И. Успенского. М., 1903. С. 36.