Иоанн Предтеча – последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию-Спасителя. Другое наименование святого – Иоанн Креститель – подчеркивает его миссию крещения Иисуса Христа. Повествования о жизни и служении Иоанна Предтечи содержатся в ряде источников: в четырех канонических Евангелиях, в книге Деяния святых апостолов, у Иосифа Флавия, в раннехристианских апокрифах.

Исключительное почитание Иоанна Предтечи в странах христианского мира повлияло на формирование обширной и разнообразной иконографии святого. Сложение иконографического житийногоцикла Иоанна Предтечи в искусстве византийского мира происходило в соответствии с литературной традицией Жития святого. Изображения отдельных эпизодов Жития появились в ранневизантийском искусстве в V – VII веках, когда началось формирование иконографического цикла Иоанна Предтечи. До X века его развитие шло по двум направлениям. Достаточно рано сложился цикл детства Иоанна Предтечи в контексте иллюстрирования Протоевангелия Иоанна. Отдельно складывался страстной цикл святого, в котором преобладала тема мученической кончины (сцены «Пир Ирода», «Усекновение главы Иоанна Предтечи» и «Вручение главы Иоанна Предтечи Иродиаде»). По составу и количеству сцен сохранившиеся памятники условно делятся на краткий цикл (2 – 4 сцены с наиболее важными вехами жития) и сводные житийные циклы, которые могли составляться тематически: сцены детства, страстные и проповеднические циклы, посвященные общественному служению Иоанна Предтечи. Сводные житийные циклы Иоанна Предтечи, как наиболее развернутые, включали сюжеты от зачатия до погребения или обретения его главы, например, фресковые циклы: в южной апсиде собора Рождества Богородицы Антониева монастыря (1125), насчитывавший первоначально 15–17 эпизодов; 10 сцен в жертвеннике Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (около 1140); более чем из 20 сцен в диаконнике церкви Благовещения на Мячине (1189); не менее чем из 9 сцен в диаконнике церкви Спаса на Нередице (1199) и другие, в том числе в иконописи, например, синайская икона «Иоанн Предтеча, с 15 клеймами жития» (начало XIII века). Житийный цикл Иоанна Предтечи постоянно расширялся за счет включения новых композиций и к середине XV века насчитывал в общей сложности более 40 эпизодов, которые варьировались в составе различных памятников.

На Руси в XVI – первой половине XVII века житийные циклы Иоанна Предтечи переживали период расцвета. Восприятие роли Иоанна Предтечи как Предтечи Христа, предварившего Его Первое пришествие, было актуальным в атмосфере эсхатологических ожиданий в правление Иоанна IV. От времени правления Иоанна IV, крещенного во имя Иоанна Предтечи, сохранилось большое количество икон святого; царь заказывал их, вкладывал в храмы и монастыри. С середины XVI века получили широкое распространение житийные иконы Иоанна Предтечи. Количество клейм в составе циклов варьировалось от 4 до 24: икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни, со сценами жития и избранными святыми» (первая половина XVII века, ГТГ) – 4 клейма; «Иоанн Предтеча, с житием» из с. Нёнокса (вторая половина XVI века, АМИИ) – 16; икона из Балахны (XVI век, НГХМ) – 18 клейм. Общее число эпизодов цикла Иоанна Предтечи в древнерусском искусстве XVI – первой половине XVII веков насчитывает около 45 сцен, в то время как в состав отдельных памятников входило не более 30. Это открывало широкие возможности для вариации состава циклов. В состав клейм добавились изображения посмертных чудес Иоанна Предтечи, не имеющие аналогов в византийском искусстве: «Чудо от перста» и «Явление Иоанна Предтечи Иоанну-монаху». Нестабильность состава житийного цикла Иоанна Предтечи была обусловлена состоянием древнерусской житийной литературы о святом, насчитывавшей множество вариантов Жития, разнообразных по содержанию. Во второй половине XVII века в качестве иконографического источника привлекаются западноевропейские гравюры, изобилующими отступлениями от текста Жития и обращениями к прообразовательным сюжетам ветхозаветной истории. В конце XVII – XVIII веках появляются иконы в стилистике барокко, с новой трактовкой пространства и композиций сюжетов.

Память святого празднуется несколько раз и связана с различными событиями его жизни и почитания. 7 июля (по старому стилю 24 июня) – Рождество Иоанна Предтечи, 11 сентября (по старому стилю 29 августа) – Усекновение главы Иоанна Предтечи, 6 октября (по старому стилю 23 сентября) – Зачатие Иоанна Предтечи, 20 января (по старому стилю 7 января) – Собор Иоанна Предтечи, 9 марта (по старому стилю 24 февраля) и 7 июня (по старому стилю 25 мая) – Обретения честной главы Иоанна Предтечи.

Литература:

1. Ткаченко А. А., Э. П. А., Лисовой Н. Н., Артюхова Т. А., Королёв А. А., Турилов А. А., Устинова Ю. В., Иванова Ю. В. Иоанн Предтеча. // Православная энциклопедия. Том XХIV. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. С. 528–577.

2. Каменнов В. Иконография Иоанна Крестителя в Восточной и Западной Церкви // ПС. 1887.

3. Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. СПб., 1906.

4. Haring W. The Winded St. John the Baptist // The Art Bull. N. Y., 1922. Vol. 5. N 2. P. 36–40.

5. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

6. Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании П. Корина. М., 1966.

7. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век. М., 1982.

8. Малков Ю. Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске. // ДРИ. СПб., 1997. [Вып.:] Исследования и атрибуции. С. 267–284.

9. Творогов О. В. Сказания об Иоанне Предтече // СККДР. 1987. Вып. 1. C. 418–421.

10. Sinai: Treasures of the Monastery of Saint Catherine. Athens, 1990.

11. Филатов В. В. Особенности иконографии фресок Андрея Рублева в соборе Успения на Городке в Звенигороде. // Искусство Древней Руси: Проблемы иконографии. М., 1994. С. 8–10.

12. Гусева Э. К. Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» конца XIV века. // ГТГ: Каталог собрания. М., 1995. Т. 1. C. 149–150.

13. Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новгород, 1999.

14. Бродовая Ю. В. Новооткрытая икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием» из собрания ГМЗ «Коломенское»: Проблемы иконографии житийного цикла // ИХМ. М., 2001. Вып. 5. С. 150–168;

15. Шалина И. А. Икона «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи с житием» из церкви Богоявления с Запсковья и псковская живопись второй четверти XVI века. // ИХМ. М., 2007. Вып. 10. С. 318–348.

16. Бродовая Ю. В. «Усекновение главы св. Иоанна Крестителя» в древнерусском искусстве XV – первой половоне XVII в.: К проблеме сложения иконографии. // ИХМ. М., 2004. Вып. 8. С. 162–177.

17. Сарабьянов В. Д. Росписи боковых апсид собора Мирожского монастыря и истоки их иконографической программы // ИХМ. — М., 2003. Вып. 7. — С. 75–84.

18. Этингоф О. Е. Византийские иконы VI – первой половины XIII в. в России. М., 2005.

19. Брюсова В. Г. София Премудрость Божия в древнерусской литературе и искусстве. — М., 2006.

20. Бродовая Ю. В. Цикл жития св. Иоанна Крестителя в древнерусском искусстве XVI – первой половине XVII в. // Аспирантский сборник / Государственный институт искусствознания. М., 2004. Вып. 2. С. 3–30.

21. Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи. СПб., 2002.