Всевидящее Око Божие – символико-аллегорическая композиция на слова Священного Писания о неусыпно всевидящем и всеведующем Христе. Господь уподобляется солнцу, как источнику света, а способ Божественного ведения – глазу. Иконография представляет собой буквальную трактовку слов: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32: 18).

В основе иконографии геометрическая композиция с повторяющимся мотивом круга. В центральном самом маленьком круге на фоне красных небес изображен благословляющий Христос, в его левой руке открытое Евангелие со словами: «Придите ко Мне все труждающиеся» (Мф. 11: 28). От этого круга расходятся четыре луча-треугольника, направленных по диагоналям, они заканчиваются за пределами внешнего круга небольшими кругами, в которые помещены образы четырех символов евангелистов – ангел, орел, лев и телец, каждый из которых подписан. Следующий круг красного цвета, в его сегментах изображение лика с четырьмя глазами, носом и устами. Следующие круги представляют собой кольца. Зеленый (на некоторых иконах он красный) круг заполнен звездами, сверху – образ Божией Матери Знамение. Наружный круг – темно-синий (встречаются иконы с внешним кругом красного цвета) – заполнен шестикрылыми ангелами, сверху композицию венчает образ Господа Саваофа. Икона изобилует текстами, которые написаны внутри белых узких колец, отделяющих круги друг от друга. Вокруг красного лика: «угль Исаия проявляяй, солнце из Девическия утробы возсия вотме заблудшим благоразумным». Вокруг зеленого кольца: «Величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасе Моем, яко призрел на смирение Рабы Своя» (Лк. 1: 46-48). Вокруг синего кольца: «Небо подает царствие Очи Твои на верные земли посюждати их соми херувим славя бога. Небо дает славу богу» (Пс. 49: 6). Вокруг Саваофа внешнее кольцо с текстом: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф исполнен небо и земля славы твоея»; надпись на внутреннем кольце из Рождесвенской стихиры: «Слава в Вышних Богу, на земли мир» (Рождественская стихира).

Изображения Всевидящего Ока распространяются в русском искусстве с конца XVIII века как композиции в куполе церкви, на вершине свода или в росписях одной из частей свода. Позднее иконография появляется в иконописи, особенно в старообрядческой среде. Также Всевидящим Оком называется изображение «Всевидящего Божиего глаза», вписанного в треугольник – этот элемент получил распространение в конце XVIII – первой половине XIX веков.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

  1. Образы и символы старой веры: Памятники старообрядческой культуры из собрания Русского музея. СПб., 2008.
  2. Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995.
  3. Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII – начала XX в. Екатеринбург, 1998.
  4. Юхименко Е.М., Горшкова В.В. "Иконы всё самые пречудные, письма самого искуссного". Собрание Григория Лепса. М., 2012.
  5. Русское искусство из собрания Государственного музея истории религии. М., 2006.