О Воскрешении Лазаря сообщает Евангелие от Иоанна (Ин. 11: 1-45). Согласно Евангелию, в Вифании заболел Лазарь, брат Марии и Марфы. Сестры послали к Иисусу сообщить о болезни, но Господь пришел в Вифанию через четыре дня после смерти и погребения Лазаря и обещал Марфе, вышедшей ему навстречу, что ее брат воскреснет. Марфа позвала Марию, с которой пришли иудеи, скорбящие о Лазаре. С Христом и апостолами они направились к пещере – месту погребения Лазаря. Христос повелел отвалить камень от пещеры и, возблагодарив Отца Своего, воззвал: «Лазарь, гряди вон!» (Ин. 11: 43). Умерший вышел обвитый погребальными пеленами, лицо его покрывал плат. Иисус сказал, чтобы Лазаря развязали, и многие иудеи под влиянием чуда уверовали во Христа. На Руси с конца XII – начала XIII веков пользовалось особой популярностью апокрифическое «Слово на Лазарево Воскресение», основанное на текстах апокрифического Евангелия Никодима, Псалтири, сочинениях святого Епифания Кипрского (367 – 403), Евсевия Самосадского (умер в 380 году), и Кирилла Туровского (умер до 1182 года).

Иконография Воскрешения Лазаря сложилась в раннехристианское время и со временем трансформировалась незначительно. Слева изображены апостолы и благословляющий Христос, справа из погребальной пещеры выходит обвитый белыми пеленами Лазарь. Перед Христом расположены коленопреклоненные жены Марфа и Мария – сестры Лазаря. Действие происходит на фоне горок, между которыми представлена группа иудеев, согласно Евангелию, присутствовавших на Воскрешении. В развитом варианте иконографии рядом с Лазарем изображаются юноши, один из них прикрывает нос рукой от смердящего запаха, другой открывает вход в пещеру.

Воскресение Лазаря служило прообразом Воскресения Христова и залогом общего воскресения. Изображение этого сюжета стало одним из первых и наиболее распространенным в раннехристианском искусстве (более 20 фресок из римских катакомб III - IV веков). В русской иконописи до середины XVI века Воскрешение Лазаря входило в число двунадесятых праздников и, соответственно, в состав праздничного ряда иконостаса. После середины XVI века вместо Воскрешения Лазаря в состав двунадесятых праздников вошло Воздвижение Креста.

Празднуется в субботу шестой недели Великого поста, накануне Входа Господня в Иерусалим.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

2. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001.

3. Апокрифы древних христиан. СПб., 1992.

4. Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV вв. Каталог Собрания. М., 1995.

5. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.

6. Бусева-Давыдова И. Л. Икона «Воскрешение Лазаря» // И по плодам узнается древо. Русская иконопись XV – XX веков из собрания Виктора Бондаренко. М., 2003. С. 292–298.