Благоверный князь Феодор, прозванный Черным, был сыном Смоленского князя Ростислава Мстиславовича и внук Владимира Мономаха, родился около 1237 – 1239 года.

При разделе отцовского наследства Феодор получил только небольшой городок Можайск. За короткое время князь Феодор сделал этот город процветающим и многолюдным. В 1260 году он женился на ярославской княжне Марии Васильевне и стал князем Ярославским. От этого брака у него родился сын Михаил. В 1277 году князь Феодор участвовал в осетинском походе, его ратные подвиги привлекли внимание хана Менгу-Тимура. Когда после трехлетнего пребывания в Орде он вернулся на Русь, оказалось, что его супруга умерла, а теща княгиня Ксения не пустила его в Ярославль. Феодор возвратился в Золотую Орду, где снова женился на дочери хана, принявшей в крещении имя Анна. Этот брак имел большое значение в политической жизни Руси того времени. От этого брака в Орде у Феодора родились два сына – Давид и Константин. Огромное влияние при ханском дворе князь использовал для блага Руси. В Орде он построил несколько храмов.

В 1290 году, после смерти своего старшего сына Михаила, Феодор с семьей вернулся в Ярославль, где ревностно заботился о благоустройстве города и княжества, о благе народа, построил несколько храмов. 18 сентября 1299 года, чувствуя приближение смерти, святой князь принял схиму и мирно почил 19 сентября 1299 года. Его почитание было установлено после обретения нетленных мощей 5 марта 1463 года. В настоящее время мощи святого находятся в кафедральном соборе Ярославля.

Житие святого князя Феодора Черного было написано вскоре по обретении мощей иеромонахом Ярославского Спасского монастыря Антонием, по благословению митрополита Московского и всея Руси Филиппа I. Другая редакция Жития была написана Андреем Юрьевым в Кирилло-Белозерском монастыре. Третье, наиболее подробное Житие святого Феодора вошло в "Книгу степенную царского родословия", составленную при царе Иоанне Грозном и митрополите Макарии.

На иконах благоверный князь Феодор по традиции изображается в полном монашеском облачении (подряснике, рясе, поясе, мантии, аналаве на груди, схиме на плечах) и сапожках, с благословляющей десницей (правой рукой) и иногда со свитком в левой руке. Память святых князей Феодора, Давида и Константина приходится на один день, и на иконах они часто изображаются вместе, как например, на житийной иконе «Святые Феодор, Давид и Константин с житием в 36 клеймах» 1560-х годов из собрания Ярославского музея-заповедника (ЯГИАХМЗ), икона происходит из церкви ярославских чудотворцев Спасо-Преображенского монастыря Ярославля. Наиболее древнее изображение святого – на иконе конца XV века «Святые благоверные князья Ярославские Феодор, Давид и Константин» из собрания Музея Русской иконы. На этой иконе фигуры князей написаны отдельно стоящими: князь Феодор одет в монашеские одежды и держит свернутый свиток в руке, Давид и Константин одеты в княжеских шубах с мечами в руках. Иногда святые представлены в молении Спасителю, изображенному на облаках в верхней части иконы, как например, на иконе «Ярославские чудотворцы (благоверные князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин)» второй половины XVII века из Троицкого собора Варницкого монастыря, в настоящее время икона хранится в Ростово-Ярославском Музее-заповеднике.

Память святого празднуется 18 марта (5 марта по старому стилю) – обретение мощей, 5 июня (23 мая по старому стилю) в соборе Ростово-ярославских святых и 2 октября (19 сентября по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Титов А. Сказание о житии и чудесах святого благоверного князя Федора ярославского чудотворца. Ярославль, 1899.

2. Книга Степенная царского родословия, содержащая историю российскую..., напечатанная под смотрением... Герарда Фридерика Миллера. М., 1775, ч. 1–2.

3. Иоанн (Вендланд), митрополит Ярославский и Ростовский. Князь Федор Черный // Богословские труды. Сб. XI, М., 1973. С. 55–77.

4. Русские святые: 1000 лет русской святости. М., 2000.

5. Государственный Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Каталог. М., 1964.

6. Воейкова И. Н., Митрофанов В. П. Ярославль. Л., 1973.

7. Ярославская иконопись XIII – XVIII веков. Каталог выставки. Ярославль. 1981.

8. Масленицын С. И. Ярославская иконопись. М., 1983.

9. Болотцева И. П. Статьи и исследования. Ярославль. 1996.

10. Юрьева Т. В. Канонизация ярославских святых в культурно-типологическом аспекте (Федор Ростиславич Черный). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. Саранск. 1998.

11. Анкудинова Е. А., Мельник А. Г. Спасо-Преображенский собор в Ярославле. М., 2002.

12. Блажевская С. Е. Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле. М., 2003.

13. Болотцева И. П. Ярославская иконопись второй половины XVI – XVII веков. Ярославль. 2004.

14. Вера и Власть. Эпоха Ивана Грозного. М., 2007.

15. Юрьева Т. В. Ярославский иконостас. Ярославль. 2007.

16. Иконы Ярославля XIII – XVI веков. М., 2002.

17. Иконы Ярославля XIII – середины XVII века. М., 2009.

18. Святые благоверные князья Ярославские Феодор, Давид и Константин. Музей русской иконы.

19. Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2006.