Мученики Кирик и Иулитта (Улита) – вдова-христианка и ее трехлетний сын, принявшие мученическую смерть около 304 года. Иулитта жила в Иконии и происходила из благородного рода, она рано овдовела и воспитывала сына.

Согласно Житию, во время гонений в период правления императора Диоклетиана святая Иулитта с сыном ушли из города, оставив свой дом и имущество. Под видом нищей она сначала скрывалась в Селевкии, а затем в Тарсе. Там она была узнана, задержана и приведена на суд. Она твердо исповедала веру даже во время жестоких пыток. Младенец тоже исповедовал веру, называя себя христианином, тогда правитель швырнул его с высоты помоста, от удара мальчик скончался. После мучений Иулитте мечом отрубили голову. В царствование императора Константина мощи святых Кирика и Иулитты были обретены нетленными и началось их почитание. В церкви Санта-Мария Антиква в Риме была устроена капелла мучеников Кирика и Иулитты, росписи которой были выполнены в середине VIII века. В конце IV – начале V века были перенесены из Антиохии в галльский город Оксер епископом Аматором Оскерским, в связи с чем почитание святых распространилось во Франции. Мученичество святых было описано в первой половине VI века епископом Иконии Федором, позднее оно было переработано Симеоном Метафрастом (Х век), сочинение которого вошло в славянские минеи.

Изображения мучеников в русской живописи известны с древности, они всегда изображаются вместе. В византийском и древнерусском искусстве святая Иулитта традиционно одета в синюю тунику и вишневый или красный мафорий или плащ и белый плат, на иконах младенец Кирик представлен в белых одеждах, символизирующих его чистоту, штанах и сапожках. Встречаются и другие цвета одежд святых, например, охристая туника и синий или зеленый плащ или мафорий у Иулитты, красный плащ и розовые рубашечка и штаны у Кирика. Часто один из мучеников держит крест в руках. Кирик сидит на руках Иулитты или стоит рядом с матерью. На некоторых иконах святые Кирик и Иулитта представлены в молении Христу, расположенному на облаках в верхней части иконы, тогда их фигуры развернуты, а руки сложены в жесте моления и обращения к Спасителю. Так Кирик и Иулитта изображены на византийской иконе XV века из монастыря Протат на Афоне. Мученическая смерть Кирика и Иулитты показаны на фреске 1547 года из монастыря Дионисиат на Афоне.

Память святых празднуется Церковью 28 июля (15 июля по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Жития святых на русском языке изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского. Книга XI. М., 1910.

2. Treasures of Mount Athos. Thessaloniki. 1997.

3. Евсеева Л. М. Афонская книга образцов XV века. М., 1998.

4. Слово и образ. Русские житийные иконы XIV – начала XX века. М., 2010.

5. Куликова О. В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV – XIX веков города Череповца. М., 2009.

6. Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI – начала ХХ века. Из собрания Центрально музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. М., 2000.