Апостол Иоанн Богослов, один из ближайших учеников Иисуса Христа, апостол от Двенадцати, с его именем церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов Нового Завета: Евангелия от Иоанна, Послания апостола Иоанна, Откровения Иоанна Богослова.

Иоанн Богослов – один из наиболее часто упоминаемых в Священном Писании апостолов, «ученик, которого любил Иисус» (Ин. 20: 2–9; 21: 7; 21: 20). Евангелие свидетельствует, что братья Иаков и Иоанн занимались рыбной ловлей вместе с отцом Зеведеем, которого они оставили, последовав за Иисусом Христом.Ап. Иоанн Богослов. Икона из деисусного чина. 60-е гг. XIV в. (мон-рь Хиландар) В синоптических Евангелиях он представляется как один из первых и ближайших учеников Христа: вместе с апостолом Петром он готовит пасхальную трапезу, вместе с ним и апостолом Иаковом становится свидетелем самых великих чудес Христа: воскрешения дочери Иаира и Преображения, вместе с ними и с апостолом Андреем участвует в беседе о разрушении храма. Иоанн Богослов возлежал на груди Христа на Тайной вечере (Ин. 13: 23), стоял у креста и взял к себе Матерь Иисуса (Ин. 19: 26–27), получил вместе с Петром от Марии Магдалины весть об исчезновении тела Христа из гробницы и поспешил туда (Ин. 20: 2–3), узнал Господа при чудесном лове рыб (Ин. 21: 3–8). Иоанн Богослов дожил до глубокой старости. В апокрифических текстах описывается жизнь Иоанна Богослова, создание Евангелия: все, у кого были записи об Иисусе Христе, передали их Иоанну Богослову в Эфес; он разделил их на три синоптических Евангелия, а сам написал четвертое – дополняющее их. Во многих преданиях сообщается о ссылке Иоанна Богослова на остров Патмос при императоре Домициане. Апокрифические «Деяния Иоанна», полные многочисленными чудесами, завершаются рассказом о его преставлении в Эфесе в воскресный день после проповеди, молитвы и Евхаристии. Гробница Иоанна Богослова находится в Эфесе. В отличие от мощей других апостолов мощи Иоанна Богослова неизвестны в христианском мире. Согласно апокрифическому сказанию, после преставления святого на небо была взята не только его душа, но и тело, так же как это произошло с пророками Илией, Енохом и Богородицей.

Со второй половины XVI века в русской иконописи наряду с единоличными изображениями Иоанна Богослова широкое распространение в миниатюрах рукописей, храмовой декорации и иконописи получили композиции, известные как «Святой Иоанн Богослов в молчании». Его характерной особенностью является жест Иоанна Богослова, подносящего один или два пальца к губам в знак безмолвия. Принято считать, что в основе подобной иконографии лежат заключительные слова Евангелия от Иоанна: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21: 25). На основе этого текста и многочисленных евангельских свидетельств, подчеркивавших особую близость к Спасителю Его «любимого ученика», был образ Иоанна Богослова, мистика и тайновидца, удостоенного откровений Спасителя и причастного к неизреченной божественной мудрости, которую нельзя знать непосвященным. Такому представлению соответствовало и записанное с его слов Откровение, а также апокрифические тексты, связанные с именем Иоанна Богослова, которые, по замыслу их авторов, должны были содержать «изложение» тайных знаний, полученных апостолом. Определенное влияние на сложение иконографического типа могла оказать и аскетическая традиция монахов-исихастов, считавших, что обожение и приобщение к божественной мудрости достигаются только через непрерывную безмолвную молитву. Поэтому жест Иоанна Богослова мог напоминать не только о его причастности к тайным знаниям, но и о безмолвии, как о единственно возможном пути их обретения. Начиная с IX – X веков жест руки, поднесенной к устам, служил выражением сосредоточенной задумчивости, размышления, которые должны были предшествовать созданию Евангелия. Именно такие изображения могли стать образцом для нового иконографического типа, хотя установить точное время и место его возникновения едва ли возможно. В русской иконописи XVI – XVIII веков он существовал в двух вариантах – кратком, представлявшем собой оплечный образ без детализации, и развернутом – в виде поясного изображения с различными атрибутами: с кодексом, с письменными принадлежностями, иногда с символом (орлом) или с олицетворением Премудрости. Широкое распространение этой иконографии в XVII – XVIII веках некоторые исследователи связывают с воздействием старообрядческой культуры. Старообрядцы могли видеть в подобных изображениях призыв к сокровенному исповеданию веры отцов.

В Новое время изображения Иоанна Богослова традиционно использовались в качестве композиции в образовании иконописца в первые 5 – 6 месяцев ученичества.

Память апостола Иоанна Богослова празднуется 21 мая (8 мая по старому стилю), 9 октября (26 сентября по старому стилю) – Преставление апостола, и 13 июля (30 июня по старому стилю) – в Соборе двенадцати апостолов.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. НерсесянЛ. В. Иоанн Богослов. Иконография. // Православная энциклопедия. Том XXIII. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — С. 679– 731.

2. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963.

3. Лихачёв Н. П. Хождение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: По лицевым рукописям XV и XVI вв. — СПб, 1911.

4. Friend A. M. The Portraits of the Evangelists in Greek and Latin Manuscripts // Art Studies. — Camb. (Mass.), 1927. Vol. 5. — P. 115–147.

5. Попов Г. В. Иллюстрации «Хождения Иоанна Богослова» в миниатюре и станковой живописи конца XV в. // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. — С. 208–221.

6. Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода, XV век. — М., 1994.

7. Никитина Т. Л. Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом. — М., 2002. — С. 45–55.

8. Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. — М., 2003.

9. Красилин М. М. Икона «Евангелист и апостол Иоанн Богослов в молчании» // «И по плодам узнается древо»: Русская иконопись XV – XX вв. из собрания В. Бондаренко. — М., 2003.

10. Розанова Н. В. Иоанн и Григорий Богословы в рукописных книгах московского круга последних десятилетий XV в. // Древнерусское и поствизантийское искусство: вторая половина XV – начало XVI в.: К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. — М., 2005. — С. 438–450.

11. Иконы Вологды XIV – XVI вв. — М., 2007.