Апостол Матфей был одним из 12 апостолов, которых Сам Христов избрал из числа Своих учеников и направил проповедовать Евангелие всему миру. Апостол Матфей написал Евангелие от Матфея, поэтому почитается Церковью как апостол и евангелист – автор канонического Евангелия.

До своего призвания апостол Матфей, сын Алфея, иначе назывался Левием (Мк. 2: 14, Мф. 9: 9, Лк. 5: 27), жил в Галилейском городе Капернауме. Он был состоятельным человеком и занимал должность мытаря, соотечественники презирали и избегали его, как и всех ему подобных, потому что мытари назначались Римлянами для сбора податей с Иудеев. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел Матфея, сидящего у мытницы – места сбора пошлин. И сказал ему: «Следуй за Мной!». Матфей оставил свою должность и последовал за Господом.

Сначала вместе с остальными апостолами Матфей оставался в Палестине, проповедуя Евангелие в Иерусалиме и его окрестностях, потом они разошлись по разным странам для проповеди другим народам. Апостол Матфей проповедовал в Македонии, Сирии, Персии, Мидии, Парфии и Эфиопии. Пред уходом на проповедь иерусалимские христиане из иудеев просили его написать о жизни и учении Христа. Матфей, исполняя общее желание, написал Евангелие около 41 года. Евангелие было написано на арамейском языке. Это первое по времени написания каноническое евангелие, поэтому в корпусе книг Нового Завета оно занимает первое место. Первоначально Евангелие предназначалось евреям, уверовавшим в Христа, повествования показывают Христа как обетованного Мессию, неузнанного и распятого. Там чаще, чем в других Евангелиях, при описании земной жизни Христа цитируются пророчества, Евангелие начинается родословием Христа. По преданию, апостол принял мученическую смерть около 60 года, по одним источникам в Эфиопии, по другим в городе Иераполис, еще одна версия связывает место казни апостола с римской крепостью Апсаром (ныне город Гонио, Грузия).

Апостол Матфей согласно традиции изображается в хитоне, гиматии, сандалиях, со свитком или Евангелием в левой руке. Наибольшее распространение получили композиции, где апостол Матфей показан за написанием Евангелия, часто он изображается со своим символом – ангелоподобным человеком. Апостол Матфей с раскрытым кодексом представлен в мозаике церкви Сан-Витале в Равенне. В IX – X веках складываются основные иконографические типы евангелистов, которые могли изображаться стоящими с раскрытым Евангелием или сидящими за столиком с письменными принадлежностями. Различные варианты иконографии апостола Матфея, сложившиеся в миниатюрах из рукописных книг, широко использовались в других видах и жанрах искусства, прежде всего в росписях византийских и русских храмов, где они обычно располагались в парусах. С XIV века изображения евангелистов помещались на царских вратах. В послеиконоборческое время евангелисты могли включаться в деисусные композиции различного состава.

Церковь празднует память апостола Матфея в день его мученической кончины – 29 ноября (16 ноября по старому стилю), и в Соборе 12 апостолов 13 июля (30 июня по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Крылов И. З. Жизнь двенадцати апостолов и сказания о прочих семидесяти апостолах и жития их. М., 1869.

  1. Жития святых на русском языке изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского. М., 2004.

3. Лазарев В. Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960. С. 83–88.

  1. Лазарев В. Н. Новгородская иконопись. М., 1969.
  2. Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII — начало XV века. М., 1976.
  3. Успенские М. и В.И. Лицевой месяцеслов греческого императора Василия II. Месяц октябрь. СПб., 1903.
  4. Древности монастырей Афона X – XVII веков в России. Из музеев, библиотек, архивов Москвы и Подмосковья. Каталог выставки. М., 2004.
  5. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб., 2004.
  6. Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история.Равенна, 2008.
  7. Попова О. С. Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003.
  8. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. М., 1963.
  9. Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза = Byzantine Art in the Collections of the USSR. М.–Л., 1967.