Апостол Матфей был одним из 12 апостолов, которых Сам Христов избрал из числа Своих учеников и направил проповедовать Евангелие всему миру. Апостол Матфей написал Евангелие от Матфея, поэтому почитается Церковью как апостол и евангелист – автор канонического Евангелия.
До своего призвания апостол Матфей, сын Алфея, иначе назывался Левием (Мк. 2: 14, Мф. 9: 9, Лк. 5: 27), жил в Галилейском городе Капернауме. Он был состоятельным человеком и занимал должность мытаря, соотечественники презирали и избегали его, как и всех ему подобных, потому что мытари назначались Римлянами для сбора податей с Иудеев. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел Матфея, сидящего у мытницы – места сбора пошлин. И сказал ему: «Следуй за Мной!». Матфей оставил свою должность и последовал за Господом.
Сначала вместе с остальными апостолами Матфей оставался в Палестине, проповедуя Евангелие в Иерусалиме и его окрестностях, потом они разошлись по разным странам для проповеди другим народам. Апостол Матфей проповедовал в Македонии, Сирии, Персии, Мидии, Парфии и Эфиопии. Пред уходом на проповедь иерусалимские христиане из иудеев просили его написать о жизни и учении Христа. Матфей, исполняя общее желание, написал Евангелие около 41 года. Евангелие было написано на арамейском языке. Это первое по времени написания каноническое евангелие, поэтому в корпусе книг Нового Завета оно занимает первое место. Первоначально Евангелие предназначалось евреям, уверовавшим в Христа, повествования показывают Христа как обетованного Мессию, неузнанного и распятого. Там чаще, чем в других Евангелиях, при описании земной жизни Христа цитируются пророчества, Евангелие начинается родословием Христа. По преданию, апостол принял мученическую смерть около 60 года, по одним источникам в Эфиопии, по другим в городе Иераполис, еще одна версия связывает место казни апостола с римской крепостью Апсаром (ныне город Гонио, Грузия).
Апостол Матфей согласно традиции изображается в хитоне, гиматии, сандалиях, со свитком или Евангелием в левой руке. Наибольшее распространение получили композиции, где апостол Матфей показан за написанием Евангелия, часто он изображается со своим символом – ангелоподобным человеком. Апостол Матфей с раскрытым кодексом представлен в мозаике церкви Сан-Витале в Равенне. В IX – X веках складываются основные иконографические типы евангелистов, которые могли изображаться стоящими с раскрытым Евангелием или сидящими за столиком с письменными принадлежностями. Различные варианты иконографии апостола Матфея, сложившиеся в миниатюрах из рукописных книг, широко использовались в других видах и жанрах искусства, прежде всего в росписях византийских и русских храмов, где они обычно располагались в парусах. С XIV века изображения евангелистов помещались на царских вратах. В послеиконоборческое время евангелисты могли включаться в деисусные композиции различного состава.
Церковь празднует память апостола Матфея в день его мученической кончины – 29 ноября (16 ноября по старому стилю), и в Соборе 12 апостолов 13 июля (30 июня по старому стилю).
Авторы:
Жанна Григорьевна Белик,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.
Ольга Евгеньевна Савченко,
научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.
Литература:
1. Крылов И. З. Жизнь двенадцати апостолов и сказания о прочих семидесяти апостолах и жития их. М., 1869.
- Жития святых на русском языке изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского. М., 2004.
3. Лазарев В. Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960. С. 83–88.
- Лазарев В. Н. Новгородская иконопись. М., 1969.
- Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII — начало XV века. М., 1976.
- Успенские М. и В.И. Лицевой месяцеслов греческого императора Василия II. Месяц октябрь. СПб., 1903.
- Древности монастырей Афона X – XVII веков в России. Из музеев, библиотек, архивов Москвы и Подмосковья. Каталог выставки. М., 2004.
- Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб., 2004.
- Джузеппе Бовини. Равенна. Искусство и история.Равенна, 2008.
- Попова О. С. Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003.
- Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. М., 1963.
- Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза = Byzantine Art in the Collections of the USSR. М.–Л., 1967.