Свод Богородичных икон представляет на одной иконе множество небольших по размеру клейм изображений почитаемых икон Богоматери. Иконография восходит к большим по размеру гравюрам, которые появились в начале XVIII века и содержали различное число изображений, расположенных в произвольном порядке или по месяцеслову.

Источником иконографии служили печатные листы с изображением прославленных икон, которые получили во второй половине XVII века широкое распространение в Польше и Малороссии, а оттуда проникли на Русь. Большие гравюры разрезались на отдельные изображения, которые использовались для иллюстрирования книг, содержащих рассказы о чудотворных иконах Богоматери. Получившая распространение в России гравюра была создана гравером Г.П. Тепчегорским в 1713 – 1714 годах по разным источникам, в том числе и литературным. В 1715 – 1716 годах сторожем кремлевского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым был составлен рукописный сборник «Солнце Пресветлое» и для которого, как допускают исследователи, и были изготовлены гравюры Тепчегорского. Задачей художника и писателя было создание полного свода чудотворных икон Богоматери, почитавшихся не только в России, но и в других христианских землях. В результате на каждой странице книги расположилась гравюра Тепчегорского с изображением иконы Богоматери, а рядом – текст Моховикова с краткими сведениями о дате и обстоятельствах явления иконы и происходивших от нее чудесах. Причем отдельные образы были созданы Тепчегорским лишь по литературным описаниям из книги «Небо новое», например, Богоматери Евтропьевская, Яскинская, Галанская, Тумбовская и некоторые другие. Поэтому исследователи находят множество несоответствий в датах и исторических сведениях о чудесах икон, приведенных в текстах Моховикова и не меньшее число придуманных Тепчегорским рисунков Богоматери.

Наиболее ранним памятником этой иконографии является рама к иконе Владимирской Богоматери со сводом богородичных икон, выполненная иконописцем Иваном Дорофеевым в 1722 году по заказу иеромонаха кремлевского Чудова монастыря Никона Драницына (ныне находится в частном собрании в Москве). Рама являлась «вкладом» заказчика в московскую церковь Петра и Павла «на вечное поминовение».

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль, 2000.

2. Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авторы-составители А.М. Лидов, Г.В. Сидоренко. М., 2001.

3. Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. СПб., 1909.

4. Поздеева И. В. Вновь найденный сборник Симеона Моховикова с гравюрами Г. П. Тепчегорского // Народная гравюра и фольклор в России XVII – XIX вв. (К 150-летию со дня рождения Д. А. Ровинского). Материалы научной конференции (1975). М., 1976. С. 184–185.

5. Кочетков И. А. Свод чудотворных икон Богоматери на иконах и гравюрах XVIII – XIX веков. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 1996. С. 407–408.

6. Куликова О. В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV – XIX веков города Череповца. М., 2009.

7. Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995.

8. Тарасов О. Ю. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве.