Слово «архангел» означает «предводитель ангелов». В текстах Ветхого и Нового Завета ангелы представлены вестниками Божественной воли, однако, в них ничего не сообщается о происхождении и природе ангелов. В святоотеческой литературе и в литургических текстах ангелы считаются бесплотными духами, то есть они не имеют тела подобного телу человека или животного. На VII Вселенском Соборе, когда рассматривали вопрос о возможности изображения ангелов на иконах, было принято мнение, что ангелы имеют некую ангельскую телесность: «Что касается ангелов и архангелов и других святых сил, высших их, – присовокуплю к этому и наши человеческие души, – то кафолическая Церковь признает их разумными, но не совершенно бестелесными… только имеющими тела тонкие, воздухообразные и огнеобразные, согласно сказанному в Писании: «творяй ангелы Своя духи и слуги Своя, огнь палящ» (Евр. 2: 7)». В V – VI веках неизвестным автором был написан трактат «О небесной иерархии», входивший в сборник богословских текстов на греческом языке под названием «Ареопагитики» (автором сборника некоторое время считали святого Дионисия Ареопагита, жившего в I веке). В этом трактате силы небесные разделяются на девять чинов, вводится понятие «небесной иерархии» и описываются иерархические отношения, в которые вступают чины друг с другом. Согласно этому тексту архангелы составляют восьмой предпоследний ангельский чин, к последнему относятся ангелы, в их числе и ангелы-хранители, как наименее сокрытые от людей и принимающие участие в их судьбе.

В текстах Ветхого и Нового Завета по имени упоминаются архангелы Михаил, предводитель небесного воинства, и Гавриил. Имена еще четырех архангелов – Рафаила, Уриила, Салафиила и Иеремиила – упоминаются в неканонических книгах Священного Писания. Имена архангелов Иегудиила и Варахиила сохранились в церковном Предании.

Литература:

1. Иванов М. С., Никифорова А. Ю., Э. П. И. Ангелология. // Православная энциклопедия. Том II. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 300–306.

2. Иванов М. С. Архангел. // Православная энциклопедия. Том III. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 473.

3. Иванов М. С. Архистратиг. // Православная энциклопедия. Том III. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 581.

4. Иеромонах Дионисий (Шлёнов), Фокин А. Р. «Ареопагитики». // Православная энциклопедия. Том III. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 195–214.

5. Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. — М.: «Странный мир», 1991.