Архангел Михаил грозных сил воевода – образ красноликого архангела, летящего на красном крылатом коне. В верхней части композиции в облачных сегментах изображается престол и медальон со Спасом Эммануилом. Архангел облачен в доспехи, на голове – венец, в руках он держит книгу, крест, кадило и копье, которым попирает сатану, лежащего под ногами коня. Руки архангела расставлены в стороны, между ними изображается радуга, у его уст – труба, у ног – клубящееся облако. Это образ Архангела - защитника молящегося от видимых и невидимых врагов как в земной жизни, так и после смерти. Одновременно в нем содержится символическое отображение важнейших христианских догматов – о Предвечном совете, о воплощении Сына Божия, о будущем Страшном суде.

Прототипы и параллели иконографии архангела Михаила воеводы выявлены в византийском, поствизантийском и русском искусстве XI–XVI веков. Они объединены общей темой архангела как предводителя на пути спасения. Очевидные западные аналогии изучаемой иконографии отсутствуют. По мнению П.А. Тычинской, иконография архангела-воеводы возникла в московском искусстве, в кругах, близких к высшей церковной и государственной власти; она формируется параллельно с такими сюжетами, как «Благословенно воинство Небесного Царя», и с богословско-дидактическими композициями середины XVI века. Иконография архангела Михаила грозных сил воеводы на раннем этапе своего существования встречается в основном в живописи столичного круга. П.А. Тычинская доказывает, что иконография архангела-воеводы возникает в московском искусстве, в кругах, близких к высшей церковной и государственной власти – возможно, это один из новых сюжетов, созданных мастерами из окружения митрополита Макария, и только в последующие столетия проникает в провинциальную и народную среду.

Первые, не сохранившиеся до нашего времени изображения архангела Михаила грозных сил воеводы были созданы около середины – второй половины XVI века; уже в первой трети XVII века они существуют в некоторых провинциальных храмах России и получают относительную известность в искусстве других православных стран. В искусстве XVII века образ архангела Михаила воеводы получает широко распространение и воспроизводится в разных видах искусства. В конце XVII века иконография переходит в сферу провинциальной иконописи, композиция упрощается. В XVIII–XIX веках образ архангела-воеводы становится одним из распространенных сюжетов народной иконописи. Изображение конного архангела с апокалиптическими атрибутами оказалось очень востребованным в старообрядческой культуре, и значительная часть поздних икон архангела-воеводы происходит из старообрядческих центров.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

  1. Тычинская П. А. Образ архангела Михаила грозных сил воеводы в русском искусстве позднего Средневековья. Дисс… кандидата искусствоведения. М., 2012.
  2. Тычинская П. А. Древнейшие изображения архангела Михаила – грозных сил воеводы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки. № 133. СПб., 2012. С. 164–175.
  3. Тычинская П. А. К вопросу о времени формирования иконографии архангела Михаила – грозных сил воеводы // Аспирантский сборник. Труды Государственного института искусствознания. Вып. 6. М., 2010. С. 21–34.
  4. Тычинская П. А. Особенности иконографии «Архангел Михаил – воевода» в иконописи Обонежья // Рябининские чтения – 2011. Материалы VI конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 2011. С. 185–189.
  5. Тычинская П. А. Обонежские иконы архангела Михаила – грозных сил воеводы: северный вариант столичной иконографии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. Вып. 2 (5). М., 2011. С. 119–137.
  6. Тычинская П. А. Образ конного архангела в византийском и поствизантийском искусстве и его связь с русской иконографией «Архангел Михаил – грозных сил воевода» // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Сборник материалов международной конференции. СПб., 2012.
  7. Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М. 1966.
  8. Гурвич И. М. Подписные иконы Леликозерской часовни. 1979.
  9. Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII – начала XX в. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1998.