Мученики Гурий, Самон и Авив (III – начало IV века) – наиболее известные Сирийские святые. Литературная традиция и церковное почитание объединили мучеников, пострадавших в разное время. Время их кончины датируется в разных агиографических источниках с 293 по 322 годы. Гурий и Самон пострадали в Эдессе во время гонений императора Диоклетиана (284 – 305).

С началом гонений в Эдессе (ныне Урфа, Турция) Гурий со своим другом Самоном покинули родной город, но вместе с другими христианами их схватили воины римского наместника Эдессы Антонина и заключили в темницу. На предложение принести жертву Юпитеру святые ответили решительным отказом. По приказу римского правителя области Мусония святых пытали: били, подвешивали за руки с привязанным к ногам камнем, потом отправили в тесную темницу, где святые провели около трех месяцев (по другой версии несколько лет, за что их называют исповедниками). Гурий был изможден заключением, он был значительно старше Самона. Потом святых вновь привели к правителю Мусонию, Самона вновь подвергли истязанию, повесив вниз головой. На следующий день святых вывели за город и обезглавили. Христиане погребли их святые тела. Много лет спустя в Эдессе во время гонений императора Лициния (320 – 324) пострадал дьякон Авив. После казни христиане нашли тело Авива неповрежденным и похоронили в одной гробнице с пострадавшими ранее Гурием и Самоном. Мученичество этих святых пришлось на один день с разницей в несколько лет, их также называют исповедниками или в Минологии Василия II – священниками.

Известность получил рассказ о чуде Гурия, Самона и Авива (предположительно в 395 году), по молитвам которым свершилось чудесное перенесение Евфимии в Эдессу из страны готов. Евфимия вышла замуж за чужестранца, но оказалось, что муж был женат на родине. После трагических событий и испытаний на чужбине, она горячо молилась мученикам, которые явились в виде всадников и перенесли ее в свою церковь в Эдессу. Там ее нашел священник и, узнав ее чудесную историю, передал в руки матери.

Образы Гурия, Самона и Авива распространены в восточнохристианском искусстве в монументальной живописи, на иконах и в лицевых рукописях. Как правило, святые изображаются вместе. Самон представлен средовеком с темными, реже с седыми волосами и небольшой бородой, святой облачен в хитон и гиматий, в правой руке крест. В византийском и поствизантийском искусстве образы святых наиболее часто встречаются в настенной живописи. На византийском иконах они, в основном, изображались в составе избранных святых.

Особое почитание Гурия, Самона и Авива на Руси возникло в Великом Новгороде в начале XV века. 21 декабря 1410 года в Софийском соборе произошло «знамение» «о судех церковных» от иконы мучеников, суть этого «знамения» до конца не ясна. В память о событии архиепископ Новгородский Иоанн в 1411 году построил на владычном дворе каменную церковь Гурия, Самона и Авива с отдельным входом, примыкающую к юго-западному углу собора. Приделы во имя Гурия, Самона и Авива существовали в церкви Иоанна Воина в Москве, где сохранилось две иконы этих святых XVII века, и в церкви пророка Илии в Ярославле с уникальными росписями житийного цикла последней четверти XVII века. По воле заказчиков Гурия, Самона и Авива часто изображали на вкладных и домашних иконах, включали в состав избранных святых, как например, на иконе «Святые Гурий, Самон и Авив» первой половины – середины XVI века из собрания музея имени Андрея Рублева. В русском лицевом сводном иконописном подлиннике XVIII века предлагается следующее описание облика: «Самон рус аки Козма, риза киноварь с белилом белою лазорь пробелен, средняя лазорь, аки апостол препоясан тою же ризою, испод багор с белилом и киноварем, в правой руке крест, а левою по бедре держит простерту».

Память святых Гурия Самона и Авива отмечается Церковью 28 ноября (15 ноября по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

  1. Мещерская Е.Н., Лукашевич А.А., Э.П.И., Герасименко Н.В. Гурий, Самон(а) и Авив // Православная энциклопедия. Том XIII. М., 2007. С. 485–488.
  2. Большаков С.Т. Подлинник иконописный. М., 1903.
  3. Евсеева Л.М. Афонская книга образцов XV в. О методе работы и моделях средневекового художника. М., 1998.
  4. Конкордин А. Описание новгородского кафедрального Софийского собора. Новгород, 1901.
  5. Иконы из частных собраний: Русская иконопись XIV – начала XX в. М., 2004.
  6. Уральская икона. Екатеринбург, 1998.
  7. Byzantium: Faith and Power (1261–1557) / Ed. H. C. Evans. N. Y., 2004.