Образ Божией Матери Владимирская Волоколамская – чудотворный список с Владимирской иконы Божией Матери. В среднике иконы располагается довольно точное повторение древнего образа. Но в отличие от него на голове Богоматери поверх мафория изображен золотой плат, украшенный жемчугом и камнями. Кроме того, над нимбом Богородицы видны следы изображения коруны (короны), украшенной, как и золотой плат, жемчугом и драгоценными камнями. Таким образом, иконописец воспроизвел в красках жемчужный убрус, венец и городчатую коруну, украшавшие Владимирскую икону Божией Матери в XVI веке. На полях иконы в медальонах – поясные изображения архангелов Михаила и Гавриила, ниже – митрополиты Московские Петр и Иона в рост.

В 1570-е годы было составлено «Сказание об иконе Владимирской Волоколамской…», которое повествует о том, что в 1572 году Малюта Скуратов вложил икону в Иосифо-Волоколамский монастырь. Образ разместили у царских врат Успенского собора монастыря. Сказание также рассказывает о чуде со слугой Малюты, который нес икону. Этот слуга по имени Петр, имея «бесовские помышления», сильно ударился головой о железную дверь при входе в церковь. Но получил исцеление после того, как совершили соборный молебен перед новым чудотворным образом. С этого времени икона становится местночтимой святыней.

Все исследователи отмечают высокий художественный уровень памятника. Изображение на полях иконы митрополита Петра, перенесшего митрополичью кафедру из Владимира в Москву, и митрополита Ионы, при котором русская церковь стала автокефальной, делает акцент на идее централизованного Московского государства.

Кроме иконы Владимирской Волоколамской есть еще один образ, в котором воспроизводится драгоценное убранство Владимирской Божией Матери. Этот список сделал иконописец Симеон Яковлев в Москве в 1561 году по заказу Ф.Д. Сыркова для собора Святой Софии в Новгороде (НГОМЗ).

С 1954 года икона находится в собрании Музея им. Андрея Рублева, в 1958–1959 годах реставрировалась В. Е. Брягиным.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Сорокатый В. М. Богоматерь Владимирская (Волоколамская)// Иконы Москвы XIV – XVI века. Каталог собрания ЦМиАР. Вып. II, №91. М.: «Индрик», 2007.

2. Вахрина В. И., Щенникова Л. А. Владимирская икона Божьей Матери// Православная энциклопедия. Том IX. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005 . С. 8–38.

3. Антонова В.И. Волоколамская Богоматерь// Очерки по русскому и советскому искусству. М., 1974. — С. 53–77.

4. Меняйло В. А. Идейно-художественные движения в русской живописи конца XV – первой половины XVI века (по материалом Иосифо-Волоколамского монастыря). Дисс. …канд. искусствоведения. — М., 1991. Т I, II.

5. Иконы XIII – XVI веков в собрании музея имени Андрея Рублева. — М.: Северный паломник, 2007.