Пименовская икона Божией Матери – древний византийский образ Богородицы, принадлежит к иконографическому типу Одигитрии. Икона двусторонняя. С лицевой стороны поясное изображение Богородицы с Младенцем. Богоматерь придерживает за колено сидящего на Ее левой руке Младенца Христа, который как бы привстает в сложном развороте на Ее руках. Правой рукой Она поддерживает Его, прикасаясь к Его груди. Голова Богоматери слегка склонена к Младенцу. Спаситель правой рукой именословно благословляет, а в левой руке держит красный свиток. На обороте изображено Благовещение. Композиция Благовещения традиционна: слева на иконе изображен благовествующий архангел Гавриил, справа – Богоматерь, сидящая на троне с пряжей, в верхней части – поясное изображение Ветхого Деньми, от Его десницы к Богоматери спускается луч света. На обороте ковчега нет. Следов крепления рукояти также не найдено.

В Степенной книге царского родословия шестидесятых годов XVI века сохранилось свидетельство об этом образе: «Сию чюдесную икону Богоматери Пимин, митрополит всея Руси, принесе из Цариграда, и многие лета стояла в Соборной велицей церкви на Москве… Ныне же поставлена бяще святая та икона в царском дворе в церковь у Благовещения Пресвятыя Богородица во святом олтари». Из летописей известно, что митрополит Пимен совершал «хождения» в Константинополь трижды: в 1380 – 1381, 1385 и 1390 годах. Во время последнего путешествия он умирает недалеко от Константинополя. Стилистический анализ в сопоставлении с историческими сведениями о пребывании митрополита Пимена в Константинополе позволяют специалистам датировать икону 80-ми годами XIV века.

До 1918 года образ находился в Мироваренной палате Кремля. В 1918 году икона раскрыта в Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи. После реставрации икона была передана в ГИМ. В 1930 году поступила в собрание ГТГ.

Празднество в честь Пименовской иконы Божией Матери совершается 19 июня (6 июня по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Лифшиц Л И. Богоматерь Одигитрия Пименовская. Благовещение// Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1. М., 1995. №70.

2. Щенникова Л. А. О происхождении древнего иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля// Советское искусствознание'81. М., 1982, вып.2. С. 81–129.

3. Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978.

4. Книга Степенная. СПб., 1913.

5. Полное собрание русских летописей. СПб., 1913. Т.21.

6. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986.

7. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянскою живописью раннего Возрождения. СПб., 1911.

8. Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М.: Наука, 1975.

9. Попова О.С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV века. Его связи с Византией. М.: Искусство, 1980.

10. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.