Пророк и второй величайший царь Израиля, основатель династии Давидидов, псалмопевец. Ему принадлежит заслуга территориального и национального объединения Израиля и Иудеи – империи, которая простиралась от Египта до Месопотамии. Давид царствовал 40 лет, из которых 7 лет и 6 месяцев – над Иудеей в Хевроне и 33 года – над всем Израилем и Иудеей в завоеванном и отстроенном им Иерусалиме (2 Цар. 5: 4–5, 2: 11; 3 Цар. 2: 11). Все библейские источники согласны в том, что Давид – младший сын Иессея ефрафянина из Вифлеема Иудейского (1 Цар. 16: 11; 17: 14 и другие).

Наиболее ранний цикл изображений, связанных с Давидом, находится в росписи дома собраний в Дура-Европосе (244 – 245). В мозаиках алтаря кафоликона монастыря великомученицы Екатерины на Синае (560 – 565) сохранилось раннее изображение Давида, где он представлен оплечно в круглом медальоне, темноволосым, темноглазым средовеком с едва заметной полоской усов и бороды; облачен в царские одежды: пурпурную мантию с золотой застежкой на плече, на голове – золотая стемма, украшенная зелеными и желтыми камнями, увенчанная равноконечным крестом из драгоценных камней, с подвесками из двух крупных камней. Параллельно складывались два основных иконографических типа изображения: юный Давид – пастух стад своего отца, борец с Голиафом, львом, и старец с круглой бородой, как описывает его в «Ерминии» Дионисий Фурноаграфиот (XVIII век), – пророк и царь. Первый тип более известен на миниатюрах Псалтирей. Псалтирь из Британской библиотеки (около середины XI века) – самый ранний образец рукописи, содержащей иллюстрации повествовательного характера перед текстом. Образ Давида, царя и пророка, получил особое распространение на иконах, в настенной живописи и храмовой мозаике, а также в произведениях пластики всего христианского мира. Иконография Давида-царя неизменна и легко узнаваема: седовласый или темноволосый с проседью зрелый муж с тугими кудрями короткой прически и аккуратной окладистой бородой, в короне, в царских одеждах (как правило, синяя мантия, скрепленная фибулой у правого плеча, и красная или разных оттенков коричневая туника или далматик с золотыми каймами, красные сапожки). Цвета одежды Давида не меняются, за редким исключением: красная нижняя и синяя верхняя, различаются формы короны (икона «Четырехчастная», 1547 – 1551, ГММК) и тип обуви. Образ Давида характеризует царское достоинство и сдержанность. Традиционный атрибут Давида-пророка – ковчег завета в виде куполообразного или с двускатной кровлей здания, на стене которого образ Пресвятой Богородицы. В руке Давид держит раскрытый (реже свернутый) свиток с надписью или (еще реже) раскрытая книга. Примеры надписей на свитках: на иконе из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (около 1497 года) – Пс. 131: 8, на синайской иконе «Богоматерь Кикотисса, Христос во Славе с образами пророков и святых» (XI – XII века) – Пс. 132: 8 и другие.

В русских храмах фигуры пророков часто располагались на подпружных арках под центральным барабаном. Фигура Давида нередко изображалась вблизи алтарного пространства, среди них встречаются образы ростовые (например, в Георгиевской церкви в Старой Ладоге (около 1167)), полуфигуры (в Успенском соборе Московского Кремля в композиции «Похвала Богородицы» (1481)), оплечные в медальонах (в росписи Успенской ц. на Волотовом поле и Успенского собора во Владимире (1408)).

В составе пророческого чина высокого иконостаса Давид занимает место справа от Богоматери или в центре ряда.

Память пророка Давида празднуется в Неделю по Рождестве Христовом.

Литература:

1. Прот. Леонид Грилихес, Ткаченко А. А., Петров А. Е., Лукашевич А. А., Журавлёва И.А. Давид. // Православная энциклопедия. Том XIII.  М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007.  С. 544–555.

2. Ерминия Дионисия Фурноаграфиота. Интернет-ресурс

3. Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство.  М., 1978.  С. 134–143.

4. Овчинников А. Н. Суздальские златые врата.  М., 1978.  Ил. 101–102.

5. Лелекова О. В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 г.: Исследования и реставрация.  М., 1988.  С. 94–101, 316–317.

6. Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода.  М., 1989. Текст к ил. 32.

7. Новаковская-Бухман С. М. Подвиг Давида в скульптуре Дмитриевского собора во Владимире // ИХМ.  М., 2002. Вып. 6.  С. 22–27.

8. Щепкина М. В. Миниатюры Хлудовской Псалтири: Греческий иллюминированный кодекс IX в. М., 1977.

9. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации.  М., 1963.

10. Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании П. Корина.  М., 1966.

11. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век.  М., 1982.