Название «Корсунская» происходит от византийского города Херсонес в Крыму, на Руси город был известен как Корсунь. Корсунскими нередко называли иконы, привезенные из Византии или же написанные на Руси, но повторяющие греческие оригиналы. Предания сообщают о нескольких Корсунских иконах. Одна из них была принесена на Русь князем Владимиром, захватившим Корсунь и принявшим там крещение. Икона долго пребывала в Новгородском Софийском соборе, а позже ее перенесли в Успенский собор Московского Кремля. Другая Корсунская икона, копия чудотворного образа, находившего в Эфесе, согласно легенде, была подарена императором Михаилом Комнином княжне Ефросинии Полоцкой в 1173 году, образ был поставлен в церковь основанной ею обители под Полоцком. В 1239 году князь Александр Невский женился на дочери полоцкого князя Бронислава, молодая княгиня взяла чудотворный образ на бракосочетание в город Торопец, там икона находилась до 1917 года. Третья Корсунская икона находилась в нижегородском Благовещенском соборе. Несмотря на общее название, Корсунские иконы представляют широкую иконографию

Чаще всего Корсунскими именуются иконы Богоматери в иконографии Умиления с оплечным или оглавным изображением Богоматери и Младенца Христа. Мария обеими руками поддерживает обнимающего Ее Сына. Спаситель изображен слева, правой рукой Он держится за край мафория Богоматери, в левой руке – свернутый свиток. Особенность Корсунской иконы в том, что мизинец на правой руке Марии загнут, а указательный палец чуть опущен. Существует различные варианты композиции, например, на иконе XVIII века из собрания Музея имени Андрея Рублева руки Богоматери и Младенца не изображены.

Среди Корсунских икон Богоматери преобладают небольшие по размеру домашние моленные образы. Оплечные изображения Богоматери типа Умиления были очень распространены на Руси в XV – XVI веках.

Празднование Корсунской иконе совершается 22 октября (9 октября по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

  1. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль, 2000.
  2. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. В 2 Т.
  3. Антонова В.И., Мнёва Н.Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.
  4. Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М. 1966.
  5. Великие и чудотворные / Сост. В.Е. Суздалев. Нижний Новгород, 1993.
  6. О тебе радуется. Русские иконы Богоматери XVI – начала XX веков. Кат. выст. М., 1995.
  7. Иконы из Ярославля XIII – XVI веков. М., 2002.
  8. Похвала Богоматери: иконы Ярославля XIII – XX веков из собрания Ярославского художественного музея. М., 2003.