Святой князь-страстотерпец Глеб (в крещении Давид) – сын святого равноапостольного князя Владимира. Глеб и его брат Борис – первые канонизированные русские святые.

Сведения о жизни и смерти, посмертных чудесах и канонизации святого содержится в летописях и нескольких житийных произведениях, составленных вскоре после смерти святого Глеба на основе устных преданий. Один из таких источников «Сказание и страдание и похвала мученикам святым Борису и Глебу» сообщает, что мать святых братьев Бориса и Глеба была родом из Болгарии. По возмужанию святого Глеба князь Владимир дал ему в удел Муром. После смерти святого Владимира в 1015 году власть в Киеве захватил Святополк. Желая избавиться от брата Глеба Бориса, которого отец хотел сделать своим приемником, Святополк послал к нему наемных убийц. Опасаясь мести Глеба за убийство Бориса, Святополк решил расправиться и с ним. Он обманом призвал святого Глеба из Мурома в Киев, говоря: «Приходи не медля. Отец зовет тебя, тяжко болен он». Молодой князь собрал небольшую дружину и отправился в путь. Он сделал остановку недалеко от Смоленска на реке Смядыни. В это время святой Глеб получил известие, посланное князем Ярославом, что отец умер, а брат Борис убит людьми Святополка. Эта страшная весть привела в смятение юного Глеба. Он плыл в ладье по реке, когда посланные для расправы злодеи – Горясер и повар Глеба по имени Торчин – настигли его. Юный князь плакал и взывал к жалости убийц, но они хладнокровно сделали свое дело. Тело святого Глеба бросили в пустынном месте. Вскоре это место ознаменовалось чудесными явлениями. Проходившие купцы, охотники и пастухи иногда видели на этом месте огненный столп, горящие свечи или слышали ангельское пение. Впоследствии эти знамения помогли отыскать тело святого Глеба. По указанию князя Ярослава Мудрого его похоронили рядом с братом святым Борисом возле церкви святого Василия в Вышгороде.

Через некоторое время у могилы святых начались чудотворения. Ярослав Мудрый, узнав про эти чудотворения, по совету киевского митрополита Иоанна выстроил пятиглавую церковь во имя святых князей-страстотерпцев. 24 июля, в день гибели святого Бориса, храм был освящен и в него перенесли мощи святых. Ярослав Мудрый установил в этот день празднование святым Борису и Глебу. По мнению ученых, это произошло во второй половине 40-х годов XI века. С этого времени почитание святых князей-страстотерпцев получило широкое распространение по всей Руси. Святые Борис и Глеб считались небесными покровителями князей, их почитали как заступников земли Русской, а также как целителей.

Первый образ святого Глеба был написан для построенного Ярославом Мудрым в честь святых храма. Как правило, на иконах святые братья Борис и Глеб изображаются вместе, но встречаются и единоличные изображения святого. В источниках не сохранилось описания внешности святого Глеба, они отмечают только, что князь был очень молод. Поэтому на иконах он изображается юным, безбородым, в русских одеждах – в круглой шапке, отороченной мехом и плаще – с крестом и мечом в руках. Самым ранним примером может служить шиферная икона из Солотчинского монастыря первой трети XIII века (Рязанский художественный музей).

В XIV веке появляются изображения святых Бориса и Глеба в виде всадников. Например, икона 1340 года из Успенского собора Московского Кремля (ГТГ). Эти композиции восходят к подобного рода поздневизантийским образам святых-воинов.

Дни празднования святому Глебу – 15 мая (2 мая по старому стилю), 6 августа (24 июля по старому стилю), 18 сентября (5 сентября по старому стилю).

Литература:

1. Назаренко А. В., Павлинов П. С. Борис и Глеб. // Православная энциклопедия. Том VI. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. — С. 44–60.

2. «Сказание и страдание и похвала мученикам святым Борису и Глебу»: Успенский сборник XII—XIII вв. Издание подготовили Князевская О. А., Демьянов В. Г., Ляпон М. В. — М., 1971. Интернет ресурс Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4871

3. Кондаков Н. П. Изображения русской княжеской семьи в миниатюрах XI в. — СПб., 1906.

4. Саенкова Е. М., Герасименко Н. В. Иконы святых воинов. — М.: Интербук-бизнес, 2008.