Тихвинская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Одигитрии. Изображение Богоматери поясное, Младенец восседает на Ее левой руке. Фигуры Божией Матери и Христа слегка повернуты друг к другу, а Его правая ножка находится под левой и стопой развернута к молящимся, правая рука сложена в жесте благословения, в левой – свиток.

История иконы известна по рукописным «Сказаниям о Тихвинской иконе Богоматери», наиболее ранние из которых датируются рубежом XV – XVI веков. Первое явление иконы в новгородских пределах относится к 1383 году. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки. Согласно «Сказанию», икона семь раз появлялась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти, в Вымоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем – на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки. Древность иконы подчеркивали ее связью с первым образом, написанным, согласно преданию, евангелистом Лукой еще при жизни Богоматери.

На месте её последнего явления в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но сама икона оставалась невредимой. В 1507 – 1515 году по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича специально для поклонения иконе был построен каменный Успенский собор. В XVI веке Тихвин становится известным местом богомолья, его посещают царственные особы. Икона прославилась многочисленными чудотворениями, одно из которых – освобождение Тихвинского Богородице-Успенского монастыря от нашествия шведов в 1613 году.

В 1910 году по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г. О. Чириковым. После закрытия Успенского мужского монастыря в 1920-х годах, икона была экспонатом местного краеведческого музея, где находилась до 1941 года. Во время второй мировой войны икона попала в американскую оккупационную зону в Германии, а затем в США. В 1950 году чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий, всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится. В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён. В 2004 году икона была торжественно возвращена на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

Празднование иконы отмечается Церковью 9 июля (26 июня по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Чудотворные иконы Богоматери / Составители А.А Воронов, Е.Г. Соколова. М., 1993. С. 120.

2. Крушельницкой Е. В. Книга об иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской. СПб., 2004.

3. Шалина И. А. Тихвинская икона Божией Матери /Чудотворные иконы России. М.,2004.

4. Соснин Д. О святых чудотворных иконах в церкви христианской. СПб., 1833. С. 4.

5. Кондаков Н. П. Русская икона. Альбом, т. II, Прага, 1929. Табл. XII.

6. Кириллин В. М. Текстологический анализ ранних редакций «Сказания о Тихвинской Одигидрии» // Литература Древней Руси. Источниковедение, Л., 1988. С. 129–143.

7. Копылова О. Н. Судьба Тихвинской иконы Божией Матери в период Второй мировой войны и в первые послевоенные годы // Вестник церковной истории. 2007. № 1(5). С. 78–114.

8. Кириллин В. М. Сказание о Тихвинской иконе Богоматери «Одигитрия» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2004. № 1 (15). С. 102–120.

9. Бенчев И. К иконологии и иконографии иконы Тихвинской Богоматери.

10. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

11. Aune Jaaskinen. The Icon of the Virgin of Tikhvin. Suomen Kirkkohistoriallisen Seura. 1976.