Преподобный Феодосий Печерский (около 1008 – 3 мая 1074 года) – первый игумен Киево-Печерского монастыря и один из самых значительных православных подвижников и церковных идеологов Киевской Руси второй половины XI века, «отец русского монашества». Преподобный Феодосий ввел в церковный обиход общежитийный устав – правила совместного проживания в монастыре, согласно которым все имущество у братии должно быть общее, время проводилось в непрестанных трудах, которые разделялись игуменом по силе каждого. Каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего, помыслы открывались игумену, который был духовным руководителем братии. Эта практика была распространена в монастырях на православном Востоке, на Руси она была впервые введена преподобным Феодосием в Киево-Печерском монастыре.

Житие преподобного Феодосия было написано Нестором Летописцем. Из него известно, что преподобный Феодосий Печерский с юных лет имел благочестивый настрой души, регулярно посещал церковь, он оставил родной дом, отправился в Киев и присоединился к преподобному Антонию Печерскому. Когда число сподвижников преподобного Антония дошло двенадцати, преподобный Феодосий удалился на соседнюю гору и выкопал себе пещеру, чтобы молится уединенно. В 1054 году он был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1057 году он был избран братией игуменом монастыря, где ввел новые правила жизни по образцу константинопольского Студийского монастыря – студийский общежитийный устав. Устав был составлен преподобным Феодором Студитом и использовался в русской монашеской практике вплоть до XIV века. Преподобный Феодосий заботился о бедных, построил для них в монастыре особый двор, где нуждающиеся получали пищу и кров. Преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году, он был погребен в выкопанной им самим пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи святого были обретены нетленными в 1091 году, к лику святых он причислен в 1108 году. Преподобный Феодосий автор двух посланий князю Изяславу, восьми поучений монастырской братии и одной молитвы.

Из Киево-Печерского патерика известно, что уже в XII веке существовали иконы преподобных Антония и Феодосия Печерских, которые игумен монастыря Никон показывал приходившим в монастырь, иконы утрачены. Преподобный Феодосий, по традиции, изображается в полном монашеском облачении (подряснике, рясе, поясе, мантии, аналаве на груди, схиме на плечах) и сапожках, с благословляющей десницей (правой рукой) и свитком в левой руке. На большинстве икон преподобный Феодосий изображен средовеком (среднего возраста), хотя встречаются иконы, на которых он представлен старцем. Часто преподобный Феодосий изображается в числе избранных святых, как например, на иконе-таблетке XV века из Софийского собора в Новгороде, в настоящее время икона в собрании Новгородского музея (НГОМЗ). Также преподобные Антоний и Феодосий Печерские изображаются вместе на парных иконах как основатели монашества на Руси, в Соборе Киево-Печерских святых и в иконографии Печерской Богоматери, где они предстоят на коленях перед сидящей на Престоле Богородицей. Древнейшее изображение преподобного Феодосия Печерского, предстоящего Богоматери, сохранилось на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери из собрания Третьяковской галереи (около 1288 (?) года).

Память преподобного Феодосия празднуется Церковью 16 мая (3 мая по старому стилю) и 27 августа (14 августа по старому стилю) (перенесение мощей), 10 сентября (28 августа по старому стилю) – в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в дальних пещерах (преп. Феодосия) почивающих, 15 сентября (2 сентября по старому стилю) – день памяти преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Жития святых на русском языке изложенные по руководству чктьих-миней св. Димитрия Ростовского. Книга XII. Август. М., 1911. С. 220-229

2. Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двухсторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде. М., 1983.

3. Лазарев В. Н. Русская иконопись. От истоков до начала XVII века. М., 1994.

4. Государственная Третьяковская галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1. М., 1995.

5. Плешанова И. И. Лихачева В.Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрание Государственного Русского музея. Л., 1985.

6. Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006.

7. Маркелов Г. В. Святые древней Руси. Материалы по иконографии (прориси, переводы, иконописные подлинники). СПб, 1998.

8. Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского // Труды отдела древнерусской литературы. Т. V. М., Л., 1947. С. 159–184.