О Рождестве Христовом повествуют евангелисты Матфей и Лука (Мф. 1: 18-25, 2: 1-12; Лк. 2: 1-10). Основным источником иконографии праздника служил текст Евангелия, однако, многочисленные детали и подробности почерпывались художниками из апокрифического Протоевангелия Иакова.

Основная иконографическая композиция Рождества (изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа) в различных памятниках будет дополняться изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, Путешествия и Поклонения волхвов и Омовения Младенца. У яслей Спасителя присутствуют животные – вол и осел как исполнение пророчества Исайи: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3). Непременными элементами композиции становятся пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу. Тема Христовых страстей в иконографии Рождества присутствует в сцене поклонения волхвов. Как известно, восточные мудрецы принесли Младенцу в качестве даров золото как царю, ладан как Богу и смирну – благовоние, которым натирали усопших перед погребением.

Среди встречающихся в сцене Рождества персонажей недоумение у исследователей вызывает загадочная фигура старца в шкурах, беседующего с Иосифом. Н.В. Покровский считал, что это один из пастухов, пришедших поклониться Христу. Существует так же мнение, что это сын Иосифа, Иаков, по преданию сопровождавший святое семейство по дороге в Вифлеем. Однако он не мог изображаться старцем, поскольку был молодым человеком и в других памятниках представлен без бороды. По другой версии, которую разделяет Е. Луковникова, в образе старца в шкурах изображается дьявол, искушающий Иосифа о девстве Богоматери. Чаще всего старец опирается на клюку или посох, иногда на нем в головной убор в виде шляпы. В очень редких случаях он беседует не с Иосифом, а с самой Богоматерью, как, например, на иконе-таблетке из Сергиево-Посадского музея-заповедника.

Самые ранние сохранившиеся изображения Рождества Христова относятся к IV - VI векам (катакомбы св. Севастиана в Риме, саркофаг из Латеранского музея, оклад Миланского Евангелия VI века). В целом иконография Рождества Христова сложилась к VII веку. В русских иконах Рождественский цикл уже в XI-XII веках почти всегда представал в расширенном варианте, в который включалось, к примеру, не только поклонение волхвов, но и их путешествие со звездой (фрески собора Антониева монастыря в Новгороде, соборе Мирожского монастыря в Пскове, Борисоглебской церкви в Кидекше и Кирилловской церкви в Киеве (все – XII века).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Апокрифы древних христиан. СПб., 1992.

2. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. СПб., 1914-1915. В 2 т.

3. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 151.

4. Липатова С.Н. Иконография Рождества Христова в искусстве Византии и Древней Руси. Интернет-ресурс: pravoslavie.ru

5. Луковникова Е. Иконография Рождества Христова // Альфа и Омега, 1994. №3. С. 170–185.

6. Сарабьянов В.Д. «Успение Богоматери» и «Рождество Христово» в системе декорации собора Антониева монастыря и их иконографический протограф // Искусство христианского мира. М., 2001. Вып. 5. С. 29-39

7. Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог Собрания. М., 1995.

8. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

9. Этингоф О.Е. Литургическая символика парного расположения сцен Рождество Христово и Успение Богоматери // Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии 11 – 13 веков. М., 2000. С.205-228.

10. Орлова М.А. О формировании иконографии рождественской стихиры «Что Ти принесем…» // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 127-141.