Преподобная Мария Египетская (ум. в 522 году), согласно тексту Жития, родилась в середине V века в Египте и в возрасте 12 лет покинула родителей, ушла в Александрию, где вела порочную жизнь и стала блудницей. Вместе с группой паломников, она отправилась в Иерусалим, она пожелала войти в Храм Гроба Господня, но была остановлена чудесной силой иконы Богоматери. Осознав свое нравственное падение, святая поселилась в Иорданской пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и молитве, ведя крайне аскетическую жизнь. Там ее встретил монах Зосима, который отдал Марии половину своего гиматия, чтобы прикрыть ее наготу. Он увидел, что Мария цитирует тексты Священного Писания и во время молитвы поднялась на локоть от земли. Зосима попросил святую рассказать ему историю своей жизни. По просьбе Марии через год Зосима причастил святую. Спустя еще год Зосима нашел в пустыне ее мертвое тело, рядом она написала ему на песке просьбу о погребении. Не имея возможности вырыть могилу, Зосима попросил об этом льва, и лев вырыл могилу для Марии.

Предание о преподобной Марии сохранялось в монастыре. Авторство Жития преподобной Марии Египетской приписывается патриарху Иерусалимскому Софронию (VII век), на Руси Житие святой включалось в состав житийных сборников с XIV века. В конце X века константинопольский писатель Симеон Метафраст составил канон службы преподобной. В XVIII веке святитель Димитрий Ростовский подготовил новый пространный перевод жития и включил его в Четьи-Минеи. В православии преподобная Мария Египетская считается образом совершенного покаяния. В 692 году святитель Андрей Критский (ок. 660 – 740) представил в Константинополе Вселенскому Собору свой Великий Покаянный канон вместе с житием святой Марии Египетской – образцом покаяния. Со временем Великий канон Андрея Критского и житие Марии Египетской были включены в православное богослужение – они читаются в четверг пятой недели Великого поста. Эта служба получила на Руси особую любовь и народное название «Мариино стояние». В храме Гроба Господня в Иерусалиме на месте обращения Марии построена часовня в ее честь. Чудотворная икона Богоматери, с которой, по преданию, говорила преподобная Мария Египетская в Иерусалиме, в Х веке была перенесена в Константинополь и почиталась как одна из главных святынь Софийского собора.

Согласно традиции преподобная Мария Египетская изображается обнаженной или полуобнаженной, завернутой в часть гиматия, данного ей Зосимой. Преподобная Мария Египетская была патрональной святой царицы Марии Ильиничны Милославской – супруги царя Алексея Михайловича. В это время почитание Марии Египетской возрастает, в середине – второй половине XVII века получают распространение иконы святых покровителей царственной четы, например, иконы «Мария Египетская и Алексий, человек Божий» из собрания музея имени Андрея Рублева и «Преподобные Алексий, человек Божий, и Мария Египетская», 1648 г., работы Я. Т. Рудакова (Якова Казанца) из Успенского собора Московского Кремля (ГММК). На некоторых иконах преподобная Мария Египетская изображена с преподобным Андреем Критским – автором Покаянного канона.

Память преподобной Марии Египетской совершается 14 апреля (1 апреля по старому стилю) и пятую неделю (воскресение) Великого поста,

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

  1. Лаврентьев А.В. Ковчег Е.И. Украинцева из собрания Государственного Исторического музея // Россия и христианский Восток. Сб. статей. Вып. 1. М., 1997. С. 185–196.
  2. Иконы Владимира и Суздаля. М.: Северный паломник, 2006.
  3. Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV — начала XX века: Каталог выставки. М., 2004.
  4. Шесть веков русской иконы. Новые открытия. Выставка из частных собраний к 60-летию Музея имени Андрея Рублева. Каталог. М., 2007.
  5. Слово и образ. Русские житийные иконы XIV – начала XX века. М., 2010.