Ветхозаветный пророк Даниил в христианской традиции относится к великим пророкам. По преданию, Даниил жил в период вавилонского плена, в VI веке до Р. Х. Основные сведения о Данииле содержатся в библейской книге пророка Даниила и в так называемых неканонических добавлениях к ней.

Даниил был одним из знатных еврейских юношей, депортированных в Вавилон царем Навуходоносором «в третий год царствования Иоакима царя» (Дан. 1: 1). Даниил и три его знатных сверстника (Анания, Мисаил и Азария) жили и воспитывались при царском дворе (где они получили новые имена – Валтасар, Седрах, Мисах и Авденаго), обучаясь «книгам и языку халдейскому», но соблюдая еврейские законы и традиции. Они должны были есть пищу с царского стола, которой они из соображений благочестия предпочли овощи и воду. Несмотря на это, «лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами». За хранение веры в Единого Бога Даниил получил дар прозорливости и толкования снов. Известно, что он умер в Вавилоне в глубокой старости, совершив прежде множество чудес, о которых не сохранилось письменных свидетельств.

Книга пророка Даниила – единственная в канонической части Ветхого Завета пророческая книга, относящаяся к жанру апокалиптической литературы. Состоит из двух основных частей: исторической (Дан. 1–6), повествующей о жизни Даниила, и пророческой (Дан. 7–12), в которой излагаются бывшие Даниилу видения об Иудее и о языческих царствах: от вавилонского плена до прихода Мессии или до утверждения на земле царства «святых Всевышнего».

В иконографии Даниила сохранен юный облик пророка; он изображается в характерном двухцветном мягкой формы головном уборе, в коротком подпоясанном хитоне с сильным напуском, в узких в обтяжку штанах и в высокой обуви. Поверх хитона наброшен плащ, скрепленный на груди узлом или фибулой. Иногда конец плаща переброшен через левое плечо на грудь. В русских памятниках в одежде Даниила сочетались разных оттенков красный цвет с зеленым и голубым. Рукава, штаны, хитон и плащ богато украшены орнаментом. Как правило, голова Даниила изображалась в 3/4-ном повороте, правая рука – на уровне груди, в левой руке – раскрытая книга или свиток: свернутый, сложенный в форме раструба, развернутый вверх и вниз. Среди текстов на свитках и в книге – цитаты из книги пророка Даниила (Дан. 2: 34, 44, 45; 7: 9; 9: 24; 10: 16). Пророческий атрибут Даниила – гора – связан с текстом пророчества, в котором гора уподобляется Богоматери, а чудесным образом отделившийся от нее камень – Христу. В мозаиках кафоликона монастыря святой Екатерины на Синае (550 – 565) находится одно из ранних изображений Даниила. Среди отечественных памятников наиболее древний образ пророка Даниила выявлен в росписи Софийского собора в Новгороде (1108 год). В монументальном искусстве образ Даниила, как и других пророков, помещался в барабане, на подпружных арках или на столпах.

В иконописи пророк Даниил всегда представлен в пророческом ряду высоких иконостасов. Его образ рассматривается в патристике как прообраз Воскресения Христова и триумфа Христа. В Новгородском иконописном подлиннике XVI века Даниил описан «аки Георгий; на главе колпак, оглавь белилы, риза кеноварь, испод празелен, руку левую опустил, а держит свиток, правая молебна, персты верх, препоясан ширинкою, а ротъци до гледнъ».

Память пророка Даниила приходится на 30 декабря (17 декабря по старому стилю).

Литература:

1. Ткаченко А.А., Барский Е.В., Лукашевич А.А., О.Н.А., Лявданский А.К., Э.П.С., Диак.Михаил Желтов, свящ. Димитрий Юревич, Агеева Е.А., Журавлёва И.А. Даниил. // Православная энциклопедия. Том XIV. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — С. 8–44.

2. Иконописный подлинник Новгородской редакции, по Софийскому списку XVII века. // СбОДИ на 1873 г. — М., 1873. — С. 16.

3. Лелекова О. В. Пророческий ряд иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря // Сообщения ВЦНИЛКР. — М., 1973. Вып. 28. — С. 131–146.

4. Овчинников А. Н. Суздальские златые врата. — М., 1978.

5. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век. — М., 1982. — С. 327.

6. Малков Ю. Г. Фрески церкви Рождества «на поле» в Новгороде и их пророческий чин: К уточнению иконографии состава росписи. // Древний Новгород: История. Искусство. Археология. Новые исследования. — М., 1983. — С. 271–294.

7. Sinai: Treasures of the Monastery of Saint Catherine / Ed. by K. A. Manafis. — Athens, 1990. — P. 83.