Икона Божией Матери «Троеручица» принадлежит к иконографическому типу Одигитрии, но имеет оригинальную особенность: изображение третьей руки Богоматери в нижней части иконы. Существует два варианта предания о появлении столь необычного образа. Согласно рукописи начала XVIII века, икона явилась в Дамаске 4 декабря 726 года преподобному отцу Иоанну Дамаскину, который был ложно обвинен в заговоре против халифа и наказан отсечением правой руки. Молясь перед иконой Богоматери он уснул. Божия Матерь явилась Иоанну Дамаскину в видении и «преславно исцели руку ему и прирасти яко прежде была». Воспрянув ото сна, Иоанн увидел исцеленную и приросшую на место руку, воздал хвалу Царице Небесной, а «убрусец», которым рука была обмотана, до смерти носил на голове. В память о своем чудесном исцелении Дамаскин повелел изготовить руку из серебра и укрепил ее на той иконе. С чудотворного образа стали делать списки, изображая внизу иконы третью руку. Второе предание об иконописце, на иконе которого по промыслу Божию у Богоматери чудесным образом появилась третья рука, изложил митрополит Леонтий во время посещения Москвы в конце XVII века. Согласно этому преданию, третья рука сама чудесным образом появлялась на иконе, он дважды стирал изображение, но на третий раз услышал голос с повелением не трогать лишнюю руку.

Чудотворный образ находился на Афоне в лавре Саввы Освященного пять веков, затем перевезен в Сербию свт. Саввой Сербским, но потом снова возвращен на Святую Гору в Хиландарский монастырь. В действительности, икона, находящаяся в афонском Хиландарском монастыре, была написана в Сербии в XIV веке. В 1661 году патриарх Никон привез с Афона чудотворный список с иконы в Москву. С этого времени икона почиталась в царском семействе, что способствовало распространению копий-списков. Существует несколько вариантов расположения третьей руки, иногда ее кисть прописывают серебряной краской в память предания об исцелении преподобного Иоанна Дамаскина.

Празднование иконе Божией Матери «Троеручица» установлено 11 июля (28 июня по старому стилю) и 25 июля (12 июля по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. М., 1998.

2. Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. М., 2004.

3. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль, 2000.

4. Тихомиров Е. Жизнь Пресвятой Богородицы и сказание о всех чудотворных иконах Ея, прославляемых в Православной церкви. М., 1884.

5. Сергий, архим. Изображение икон Пресвятыя Богородицы в православной Церкви прославляемых, с кратким о них сказанием, и с присовокуплением умилительных молений к Божией Матери. М., 1848.

6. Бенчев И.Икона Богоматери Троеручицы в Хиландарском монастыре на Афоне // Византия и византийские традиции. Сборник научных трудов, посвященный XIX Международному конгрессу византинистов. Копенгаген 18 – 24 августа. С.-Петербург: Государственный Эрмитаж, 1996. С. 175–183.

7. Злотникова И.В. Троеручица Белобережская. Проблемы датировки и атрибуции // Вестник ПСТГУ. № 2. М., 2011.