Великомученица Анастасия (Фармоколитрия, Узорешительница) – святая пострадавшая во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане в конце III – начале IV века.

Исторических свидетельств о жизни великомученицы Анастасии не сохранилось. В агиографической литературе существует несколько вариантов Жития святой, что связано с тем, что в середине III – начале IV века приняли мученическую кончину две святых – преподобномученица Анастасия «Римляныня», которую называют Старшей, и великомученица Анастасия, именуемая Младшей, что привело к смешению житийных текстов.

Текст Жития, включенный в Великие Четьи Минеи и восходящий к тексту из Минология Василия II, повествует о том, что святая Анастасия была родом из Рима. Она происходила из знатной и состоятельной семьи. Ее мать – тайная христианка – воспитала Анастасию в вере и благочестии Девушка получала духовные наставления у святого Хрисогона. Во время массовых гонений на христиан многие были заключены в темницы, и Анастасия тайно посещала узников, стараясь облегчить их страдания. После того, как правителю донесли о том, что она также христианка, ее стали принуждать отречься от Христа. Когда святая отказалась, ее предали многочисленным мучениям и смерти. Согласно одним источникам великомученице отсекли голову, согласно другим – ее растянули между четырьмя столбами и сожгли.

В Византии святая почиталась как целительница, ей был присвоен эпитет Фармоколитрия (Αναστασία ἡ Θαρμακολύτρια), что означает «исцеляющая от ядов и болезней». На Руси к великомученице Анастасии обращались с молитвой об облегчении страданий узников и называли Узорешительницей.

В византийском и древнерусском искусстве великомученица Анастасия изображалась в гиматии и мафории часто красного цвета с крестом в руке иногда с белым платом на голове. В некоторых случаях в руках великомученицы, как целительницы, изображается сосуд с узким горлышком. Однако при отсутствии поясняющей подписи невозможно определить, какая из святых с именем Анастасия представлена. Древнейшее изображение святой Анастасии, дошедшее до наших дней, находится в росписях церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, где она изображена в виде богатой римской патрицианки с мученическим венцом на голове. С поясняющей надписью Фармоколитрия великомученица представлена на миниатюре из Минология Василия II 976 – 1025 годов (Vat. gr. 1613. P. 264). В русском искусстве древнейшее изображение святой Анастасии представлено на серебряном кратере XII века из собрания Новгородского музея-заповедника. Святая часто изображалась на северных иконах в числе избранных святых, как например, на иконе «Святые Параскева и Анастасия» второй половины XV века из собрания Государственного Русского Музея.

День памяти великомученицы Анастасии – 4 января (22 декабря по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Михайлов П.Б. и др. Анастасия Узорешительница // Православная энциклопедия. Том II. М., 2000. С. 259–261.

2. Великие Четьи Минеи, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Декабрь. Дни 18–23. // Памятники славяно-русской письменности, изданные Архиографической комиссией. М., 1907.

3. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982. С. 240–241. Кат. 23, 25, 38, 44

4. Попова О.С. Некоторые проблемы позднего византийского искусства: Образы святых жен, Марины и Анастасии // ДРИ. Спб., 1999.

5. Чахотин П. Святая великомученица Анастасия. Священный образ и храмы в Европе. СПб., 2010.