Изображение Богоматери, кормящей грудью Младенца Христа, известно в восточно-христианском искусстве с III века. Самый ранний пример – фреска III века, находящая в римских катакомбах Присциллы. Особенной популярностью этот сюжет пользовался в поствизантийской итало-греческой живописи, где на протяжении XIV – XVI веков складываются несколько типов изображения Богоматери-Млекопитательницы. В отличие от западной традиции, в которой этот сюжет трактовался как совершенно естественное жизненное явление, у иконописцев христианского Востока изображение этой темы вызывало робость. На Руси подобные богородичные изображения известны с XIV – XV веков, но особенное распространение получают с XVII века.

Богоматерь изображена поколенно, Младенец может располагаться как слева, так и справа от Богоматери, Она придерживает Его одной рукой, другой – касается Его ножек. Ее голова склонена ко Христу, которого Она кормит грудью. Младенец полулежит на коленях Богоматери. Волосы Богоматери не скрыты чепцом, а спускаются вдоль шеи прядями.

В русской православной традиции почитаются чудотворными две иконы Богоматери Млекопитательницы. Одна из них находится в афонском Хиландарском монастыре в Карейской келье. Первоначально этот чудотворный образ хранился в обители Саввы Освященного (умер в 532 году), расположенной в 17 верстах от Иерусалима. Перед своей смертью преподобный Савва предсказал, что придет время, когда монастырь посетит богомолец царского рода из Сербии, по имени Савва, которому надлежит передать икону Богоматери-Млекопитательницы и благословение. В XIII веке обитель посетил святитель Савва Сербский, которому были вручены две иконы –Млекопитательницы и Троеручицы. Впоследствии святой Савва передал образ Млекопитательницы Афонскому Хиландарскому монастырю. Празднование этой иконе осуществляется 25 января (12 января по старому стилю).

Второй чудотворный образ Богоматери-Млекопитательницы был обретен в 1650 году недалеко от Минска, в месте Крестогорске, на высоком дереве. Празднование иконе – 28 августа (15 августа по старому стилю).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

  1. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль, 2000.
  2. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. В 2 Т.
  3. Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902. М., 2004р.
  4. Антонова В.И., Мнёва Н.Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.
  5. Великие и чудотворные / Сост. В.Е. Суздалев. Нижний Новгород, 1993.
  6. О тебе радуется. Русские иконы Богоматери XVI – начала XX веков. Кат. выст. М., 1995.
  7. Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. СПб., 1909.
  8. Мартынова М.В. Оклад иконы «Богоматерь Млекопитательница» из собрания Музеев Московского Кремля // Древнерусское искусство. М., 1984.
  9. Щенникова Л.А. Чудотворные иконы Московского Кремля // Христианские реликвии в Московском Кремле. М., 2000. С. 234.
  10. Быкова М.А. Икона «Богоматерь Блаженное чрево» («Хабаровская») из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника // Искусство христианского мира. М., 2001. Вып. V. С. 179–184.
  11. Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006.
  12. Богоявленский кафедральный собор. М., 2001.