Композиция «Двойного чуда великомученика Георгия» включает изображения двух сюжетов: «Чуда Георгия о змие» и «Чуда о спасенном из плена отроке».

«Чудо Георгия о змие» существует в различных редакциях, которые восходят, вероятно, к древней устной традиции. В одних вариантах события, описываемые в чуде, происходят прежде мучения Георгия, в других – после смерти мученика. Однако смысл текстов во всех вариантах одинаковый: святой Георгий побеждает змия, олицетворяющего язычество, спасает от смерти дочь царя, посланную на съедение, и избавляет жителей города от чудовища, которое своим смрадным дыханием отравляло воздух и губило посевы, а также пожирало людей и домашний скот.

«Чудо о спасенном из плена отроке» относится к посмертным чудесам великомученика, и также существует в нескольких вариантах. Одни источники рассказывают о пафлагонском юноше, похищенном из храма во время праздника, в других – о сирийском отроке, прислуживающем в храме, в некоторых - о сыне благочестивых родителей, ушедшем на войну с болгарами. Во всех вариантах повествуется о том, как Святой Георгий на коне чудесным образом явился попавшему в плен юноше, в тот момент, когда он прислуживал своему господину, разливая вино, посадил его на коня позади себя с сосудом вина в руке и перенес в родные места.

Изображения Георгия-змееборца известны с начала XI века, изображения великомученика со спасенным из плена отроком появились не позднее XII века. Оба варианта иконографии встречаются в монументальных росписях храмов, миниатюрах, а также в иконописи - на отдельных иконах и в средниках житийных икон. На фреске XII – XIII веков скального храма «Трех всадников» в Эски-Кермене (Крым) оба сюжета изображены рядом. В обеих композициях великомученик представлен воином на коне. Изображение Георгия-всадника, как отмечал Н.П. Кондаков, получило широкое распространение в византийском искусстве в связи с особым значением конных армий в борьбе с кочевниками.

Композиция «Двойного чуда великомученика Георгия» объединяет эти два похожих иконографических варианта. В центре представлен Георгий на скачущем коне, поражающий копьем змия, позади которого располагается маленькая фигурка отрока с сосудом вина в руке. Также может быть изображена царевна, которая ведет на поясе змия, усмиренного Георгием, и царь на фоне стилизованного изображения града. В верхней части композиции может находиться благословляющий Спаситель или десница. Самые ранние изображения «Двойного чуда великомученика Георгия» из дошедших до нашего времени относятся к XIV веку. Например, греческая икона 1327(?) года из церкви в Александруполисе.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Лазарев В.Н. Новый памятник станковой живописи XII века и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве // Русская средневековая живопись: статьи и исследования. М., 1970.

2. Виноградов А.Ю., О.Н.А., Турилов А.А., О.В.Л., Жарикова Т.А. и др. Георгий // Православная энциклопедия. Том X. М., 2006. С. 665–692.

3. Кирпичников А.И. Св. Георгий и Егорий Храбрый: Исследование литературной истории христианской легенды. СПб., 1879.

4. Жития византийских святых. СПб.: Corvus, Terra Fantastica, РоссКо. 1995. Пер. Софьи Поляковой.

5. Корина О.А. Чудо Георгия о змие // Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1, №21. М., 1995.

6. Саенкова Е.М., Герасименко Н.В. Иконы святых воинов. М.: Интербук-бизнес, 2008.

7. Антонова В.И., Мнёва Н.Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

8. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.