Иоанн Предтеча – последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию-Спасителя. Другое наименование святого – Иоанн Креститель – подчеркивает его миссию крещения Иисуса Христа. Повествования о жизни и служении Иоанна Предтечи содержатся в ряде источников: в четырех канонических Евангелиях, в книге Деяний святых апостолов, у Иосифа Флавия, в раннехристианских апокрифах.

Согласно Евангельским текстам, Иоанн Предтеча был арестован из-за того, что обличал Ирода Антипу за брак с Иродиадой и «за всё, что сделал Ирод худого» (Лк. 3: 19). На пиру в честь своего дня рождения Антипа пообещал в присутствии вельмож и знатных людей Галилеи, что исполнит любое желание станцевавшей для гостей Саломеи, дочери Иродиады. По наущению матери она попросила в качестве награды голову Иоанна Крестителя, что и было исполнено, хотя Ирод этого не хотел. По Евангелию, глава Иоанна Предтечи оказалась в руках у Иродиады (Мф. 14: 11). Боясь воскресения святого, она положила главу в сосуд и тайно закопала в одном из поместий Ирода, не желая погребения тела и главы вместе. По одной из версий, главу Иоанна Предтечи выкрала у Иродиады и погребла праведная Иоанна, благочестивая жена Хузы, домоправителя Ирода. Усекновенная глава Иоанна Предтечи обреталась трижды: в IV веке, в середине V века и около 850 года.

Иконография обретений богата и разнообразна, в минейных иконах композиция иногда сокращалась до краткого варианта – изображения усекновенной главы, лежащей на блюде. Во второй половине XVII века этот извод становится самостоятельной композицией, например, на иконе-мощевике «Глава святого Иоанна Предтечи» из Новоиерусалимского монастыря (1666 год, ГММК). В XVIII–XIX веках усекновенная глава часто воспроизводилась в русской деревянной скульптуре.

Память святого празднуется несколько раз и связана с различными событиями его жизни и почитания. 7 июля (по старому стилю 24 июня) – Рождество Иоанна Предтечи, 11 сентября (по старому стилю 29 августа) – Усекновение главы Иоанна Предтечи, 6 октября (по старому стилю 23 сентября) – Зачатие Иоанна Предтечи, 20 января (по старому стилю 7 января) – Собор Иоанна Предтечи, 9 марта (по старому стилю 24 февраля) – Первое и Второе обретение честной главы Иоанна Предтечи, 7 июня (по старому стилю 25 мая) – Третье обретения честной главы Иоанна Предтечи.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Ткаченко А.А., Э.П.А., Лисовой Н.Н., Артюхова Т.А., Королёв А.А., Турилов А.А., Устинова Ю.В., Иванова Ю.В. Иоанн Предтеча // Православная энциклопедия. Том XХIV. М., 2010. С. 528–577.

2. Каменнов В. Иконография Иоанна Крестителя в Восточной и Западной Церкви // ПС. 1887.

3. Лихачев Н.П. Материалы для истории русского иконописания. СПб., 1906.

4. Haring W. The Winded St. John the Baptist // The Art Bull. N.Y., 1922. Vol. 5. N 2. P. 36–40.

5. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

6. Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании П. Корина. М., 1966. Кат. 79, 105.

7. Творогов О.В. Сказания об Иоанне Предтече // СККДР. 1987. Вып. 1. C. 418–421.

8. Бродовая Ю.В. «Усекновение главы св. Иоанна Крестителя» в древнерусском искусстве XV – первой половины XVII в.: К проблеме сложения иконографии // ИХМ. М., 2004. Вып. 8. С. 162–177.

9. Царевская Т.Ю. Тема обретений главы Иоанна Предтечи в новгородских росписях XII в. // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 2002. С. 449–459.