На иконах с таким названием изображается чудо великомученика Димитрия Солунского, связанное с оказанием помощи осажденным жителям города Фессалоники, самое раннее упоминание о котором сохранилось в Собрании Чудес второй половины XIII века, составленное Иоанном Ставракием, дьяконом храма великомученика Димитрия Солунского.

В этом тексте рассказывается о царе Иване Калояне (Иван Асень I), который, являясь правителем Болгарии с 1197 по 1207 год, вел успешную борьбу с Византией, а впоследствии с основанной на ее территории Латинской империей, в результате которой была признана независимость Болгарии. Ему удалось отвоевать Северную Болгарию, Поморавье и большую часть Македонии. Иван Калоян получил от современников прозвище «Ромеоктена», то есть «губителя ромеев» (византийцев). В 1207 году он осадил город Фессалоники, но неожиданно умер или был убит. Осада города была прекращена. Появились многочисленные истолкования скоропостижной смерти царя, по одному из которых ночью в палатку к Калояну явился великомученик Димитрий и пронзил Болгарского царя копьем в сердце.

Изображения этого чуда появились во второй половине XIII века. На них представлен великомученик Димитрий в воинском облачении пеший или на коне с копьем в руке, которым он убивает поверженного на землю царя Калояна, как правило, на фоне стилизованного изображения Фессалоник. Самое раннее изображение подобного рода сохранилось в росписях церкви в Крокеэсе в Лаонии 1286 года (Греция). Изображения чуда о царе Калояне получило распространение в поствизантийском искусстве на Балканах, поскольку великомученик Димитрий пользовался особым почитанием у славян.

В древнерусском искусстве этот сюжет встречается в клеймах житийных икон с конца XV века, а с XVI века – в средниках житийных икон и на отдельных иконах. Однако используется иной вариант изображения чуда о царе Калояне. В этом варианте великомученик Димитрий представлен на темном коне, как правило, на фоне условного изображения города Фессалоники. Подлетающий ангел его венчает мученическим венцом, святой поражает копьем царя Калояна, скачущего на белом коне. Подобную композицию можно увидеть на иконе «Чудо великомученика Димитрия о царе Калояне» первой половины XVI века из собрания Череповецкого Музейного Объединения. В композиции некоторых икон встречается изображение двух дев на фоне города, которые по преданию попали в плен, но после того как вышили образ Димитрия Солунского, были возвращены святым домой. Подобные композиции напоминают иконографию «Чуда великомученика Георгия о змие». На некоторых иконах царь Калоян именуется Максимианом, Люем или даже Мамаем, вероятно, в память о победе Дмитрия Донского в Куликовской битве, патрональным святым которого был Димитрий Солунский.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Иванова О.В., Турилов А.А., Лукашевич А.А., Преображенский А.С. Димитрий Солунский // Православная энциклопедия. Том XV. М., 2007. С. 155–195.

2. Лазарев В.Н. Новый памятник станковой живописи XII века и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве // Русская средневековая живопись: статьи и исследования. М., 1970.

3. Качалова И.Я., Маясова Н.А., Щенникова Л.А. Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1990.

4. Корина О.А. Дмитрий Солунский // Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1, № 2, № 14. М., 1995.

5. Саенкова Е.М., Герасименко Н.В. Иконы святых воинов. М., 2008.

6. Калоян // Советская историческая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. Под ред. Е.М. Жукова. 1973 – 1982. Интернет-ресурс «Словари и энциклопедии на Академике»

7. Калоян // Интернет-ресурс «Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия»