Немногочисленные исторические сведения о преподобном Антонии сохранились в летописных источниках. В Новгородской первой летописи сообщается: «Въ то же л?то (1117 год) игуменъ Антон заложи церковь камяну святыя Богородиця манастырь», которая в 1119 году «съв?ршена бысть», а в 1125 году расписана. Кроме собора Рождества Богородицы преподобный Антоний в 1127 году построил в монастыре каменную трапезную (не сохранилась). Это свидетельствует о том, что он ввел в монастыре общежительный устав по примеру Киево-Печерского монастыря. Также летопись сообщает под 1131 годом о поставлении Антония во игумены монастыря архиепископом Нифонтом.

Летописные источники не называют преподобного Антония «Римлянином», что позволяет исследователям предположить, что святой был родом из Новгорода или из Киева. Масштабное строительство в монастыре, которое, вероятно, велось на средства, пожертвованные Антонием, свидетельствует о его значительном состоянии.

Согласно летописному тексту скончался преподобный Антоний в 1147 году и был похоронен в основанном им монастыре у западной стены Рождественского собора.

Самые ранние свидетельства о местном почитании святого относятся к началу XVI века. Древнейшие списки Жития преподобного Антония, дошедшие до нашего времени, относятся к концу XVI – началу XVII века. По мнению ученых, Житие было составлено в 70–80-х годах XVI века, когда монастырь возрождался после разгрома Новгорода Иваном Грозным, во время которого казнили настоятеля и двадцать насельников монастыря.

Согласно тексту Жития, преподобный Антоний родился в Риме в то время, когда произошло разделение православной и католической церквей. Родители воспитали мальчика в православной вере. Достигнув совершеннолетия, юноша часть своего имущества раздал бедным, а часть запечатал в бочку и «вверг в море». После этого Антоний принял постриг и двадцать лет провел в монашеских трудах. Когда папа Римский начал гонения на православных монахов, преподобный укрылся от преследований на берегу моря, проводя дни без пищи в молитве на камне. По воле Божией волна подхватила камень, со стоящим на нем святым Антонием, и по водам перенесла к Новгороду на берег Волхова в то место, где преподобный в последствие основал монастырь. После долгих молитв, Господь помог святому Антонию через общение с новгородцами научиться понимать русский язык. О преподобном Антонии узнал епископ Новгородский Никита и пожелал с ним встретиться. После беседы с Антонием Римлянином святитель Никита пришел на берег Волхова, и удостоверился у местных жителей в правдивости слов преподобного и поклонился камню, на котором он совершил чудесное путешествие. Новгородский епископ помог Антонию основать на этом месте монастырь. Из вод Волхова преподобный Антоний чудесным образом обрел бочку со своим имуществом для обустройства монастыря.

Мощи преподобного были обретены 3 августа 1597 года (по старому стилю). С этого времени установлено общецерковное почитание святого.

На иконах преподобный Антоний Римлянин изображается седовласым с бородой в монашеских одеждах с куколем на голове. Как правило, святой представлен в рост в повороте влево в молении к Пресвятой Богородице с Младенцем, изображение Которых располагается в левом верхнем сегменте. В некоторых случаях святой изображается с макетом храма в руках или свитком. Подобный образ был написан в конце XVI века «как бе и прежде» на камне, на котором по преданию Антоний приплыл из Рима. Широко распространены изображения преподобного, описанного выше типа, стоящего на камне в водах или плывущего на камне по Волхову в некоторых вариантах на фоне основанного им монастыря, как например, на иконе первой трети XVII века из ризницы Соловецкого монастыря (Архангельский музей изобразительных искусств). Также встречаются фронтальные изображения преподобного Антония, как единоличные, так и в группе святых. Например, резной деревянный рельеф 1573 года мастера Евтропия Степанова с крышки первой раки святого (Государственный Русский Музей). Иногда образ преподобного включался в деисусный ряд иконостаса.

Память преподобного Антония Римлянина – 16 августа (3 августа по старому стилю) и в третью неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Назаренко А.В., Секретарь Л.А. Антоний Римлянин // Православная энциклопедия. Том II. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. С. 675–677.

2. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.–Л., 1950. С. 20–22, 27–28.

3. Фет Е.А. Житие Антония Римлянина // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 245–247

4. Памятники Древле-Русской духовной письменности: Житіе преподобнаго Антонія Римлянина. // Журналъ «Православный собеседникъ», Казань. 1858 г. Книга II. С. 157–171, 310–324.

5. Гордиенко Э.А., Сарабьянов В.Д., Секретарь Л.А. Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. Том II. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. С. 691–695.

6. Русская деревянная скульптура. М., 1994. С. 222–224, 227. Кат. 163, 164.

7. Косцова А.С., Побединская А.Г. Русские иконы XVI – начала XX века с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1996. С. 57–60, 133–138.

8. Мильчик М.И., Секретарь Л.А. Новгородский Антониев монастырь на иконах XVI – XVIII вв. // ПКНО, 1999. М., 2000. С. 273–299.

9. Кольцова Т.М. Северные иконописцы: Опыт библиографического словаря. Архангельск, 1998.

10. Большаков С.Т. Подлинник иконописный. М., 1903.