По преданию, 16 августа 1239 года неподалеку от Городца во время охоты костромской князь Василий Ярославич Квашня нашел в лесу чудотворный образ Богоматери с Младенцем. На месте обретения иконы у реки Запрудня был основан Спасский монастырь. Согласно Сказанию об иконе, святой воин Феодор Стратилат перенес икону в Кострому из Городца, разоренного Батыем. Приехавшие в Кострому купцы из Городца опознали в новоявленном образе свою исчезнувшую святыню. Икона получила название Феодоровской по месту своего пребывания в костромской церкви Феодора Стратилата. После большого пожара в Костроме икону нашли в пепле неповрежденной. Во время второго пожара икона чудесным образом поднялась над огнем. В Сказании повествуется, как палящие лучи, исходившие от чудотворного образа, обеспечили костромичам победу в сражении с Батыем. Обретенная икона ныне находится в соборе Богоявленского монастыря в Костроме. От древней живописи на ней сохранились незначительные фрагменты, но основные иконографические особенности остались неизменными.

Феодоровская икона Божией Матери представляет собой один из вариантов Умиления. Младенец сидит слева от Богоматери и обнимает Ее за шею, основные иконографические особенности – обнаженная до колена и согнутая левая ножка Младенца и звезды в виде ромбов на мафории Богоматери. Особенное распространение эта иконография получает в костромских землях в XVII – XVIII веках.

Почитание Феодоровской иконы как национальной святыни начинается в XVII веке. В «Книге глаголемой Новый Летописец» (1630 год) сообщается, что мать Михаила Романова инокиня Марфа, благословила его на царство в Ипатьевском монастыре именно Феодоровской иконой.

Церковь отмечает два дня празднования Феодоровской иконы – 27 марта (14 марта по старому стилю) в день избрания на царство Михаила Романова и 29 августа (16 августа по старому стилю) – в день обретения.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

  1. Бусева-Давыдова И.Л. Икона «Богоматерь Феодоровская» // И по плодам узнается древо. Русская иконопись XV – XX веков из собрания Виктора Бондаренко. М., 2003. С. 417–422.
  2. Нечаева Т.Н. «Сказание о Феодоровской иконе» первой трети XVII века: Местная легенда и литературный текст // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1994. С. 140–164.
  3. Масленицын С.И. Икона Богоматери Феодоровской 1239 года // Памятники культуры. Новые открытия. М., 1977. С. 155–166.
  4. Комашко Н.И., Каткова С.С. Костромская икона. Свод русской иконописи. М., 2004.
  5. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль, 2000.
  6. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. В 2 Т.
  7. Антонова В.И., Мнёва Н.Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.
  8.  Великие и чудотворные / Сост. В.Е. Суздалев. Нижний Новгород, 1993.
  9.  О тебе радуется. Русские иконы Богоматери XVI – начала XX веков. Кат. выст. М., 1995.