Иконографический тип представляет собой образ Богоматери в рост с воздетыми вверх руками и медальоном на груди с изображением Младенца Христа. Наименование «Великая Панагия», согласно Н.П. Кондакову, связано с надписью, сопровождающей резное изображение Богородицы на артосном панагиаре XIV века из монастыря Ксиропотам на Афоне. Истоки иконографии относятся к древнейшему периоду, Н.П. Кондаков указывает, что наиболее ранние изображения Богоматери с воздетыми вверх руками относятся к раннехристианскому искусству VI – VII веков. Прообразом является фреска IV века из катакомб «Майского кладбища» в Риме, где по пояс представлен образ Богоматери с воздетыми вверх руками и поясным изображением Младенца Христа без медальона, по сторонам – хризмы. Этот иконографический тип получил распространение в византийском искусстве в XI – XII веков. Изображение Великой Панагии часто помещается в конхе алтарной апсиды церквей, например, церкви Спаса на Нередице (1199 год), Рождества Христова на Красном поле в Новгороде (XIV век).

Для обозначения иконографии существует множество формулировок, обилие которых связано с различными надписями на древних изображениях этого типа. Разнообразие наименований, связанное с почитанием прославленных образов, привело к формированию различных научных традиций, в которых отдается предпочтение тому или иному варианту названия вне зависимости от иконографических особенностей изображения. Литургическое содержание образа наиболее полно раскрывает смысл догмата о Воплощении, поэтому в русских письменных источниках XVI века для обозначения данного иконографического типа используется термин «Воплощение». Образы типа Великой Панагии именуются также «Влахернитисса» (рельеф из церкви Санта-Мария Матер Домини в Венеции (около 1200), икона «Богородица с предстоящими Моисеем и патриархом Евфимием» из монастыря святой Екатерины на Синае (XIII век), Мирожская икона Божией Матери (XVI век), изображение Богоматери Епискепсис (Покровительницы) на печати XII века из собрания Археологического музея в Стамбуле).

В русской иконописи наиболее древним изображением Великой Панагии является икона «Ярославская Оранта» (около 1224 года) из собрания Третьяковской галереи. В русской традиции образы типа Великой Панагии называются также «Знамение» и чаще представлены в поясном варианте (новгородская икона «Знамение» XII века, Софийский собор в Новгороде). Жест воздетых рук Богородицы и изображение на Ее груди Эммануила определяют основное содержание образа – молитва за весь мир и свидетельство о спасительном воплощении Христа. В зависимости от иконографического контекста и сопроводительных надписей тема воплощения получает догматический (например, образ Богоматери «Знамение» в среднике пророческого ряда иконостаса) или литургический характер (икона «Ярославская Оранта»). Н.П. Кондаков, как правило, пользуется термином «Знамение», те же памятники в работах исследователей XX века называются «Влахернитисса» и «Платитера».

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. М., 1998.

2. Квливидзе Н.В. Великая Панагия // Православная энциклопедия. Том VII. М., 2004. С. 415–416.

3. Пуцко В. Богоматерь Великая Панагия // ЗРВИ. 1978. Т. 18. С. 245–256.

4. Смирнова Э.С. Литургические образы в произведениях живописи (на примере иконы начала XIII века) // Византийский Временник. 1994. Т. 55 (80). С. 197–202.

5. Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство: Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 288–309.

6. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

7. Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV веков. Каталог собрания. М., 1995.

8. Брюсова В.Г. К атрибуции произведений живописи домонгольского времени. «Ярославская Оранта» («Богоматерь Знамение») // Русское искусство XI – XIII веков. М., 1986. С. 73–99.