На иконе поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом на руках в иконографическом типе Одигитрии. Младенец сидит на левой руке Божией Матери, правой рукой Она указывает на Сына. Правая рука Христа сложена в благословение, в левой руке Он держит свернутый свиток. На головах Христа и Богоматери драгоценные короны. Одежды Божией Матери – туника и мафорий – расшиты узорами из цветов, Младенец одет в белую рубашечку и оранжевый гиматий.

Черниговская-Гефисманская икона была написана в XVIII веке как список с другого чудотворного образа – Черниговско-Ильинской иконы Божией Матери, находящейся в кафедральном Троицком Ильинском монастыре Чернигова. В отличие от Черниговско-Ильинского, образ Богоматери в Гефсиманском скиту по размерам был больше подлинника и написан на холсте. Икона стала именоваться Гефсиманско-Черниговской по месту своего прославления – в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры, где она занимала место на левой стороне иконостаса. Чудотворный образ был подарен в «пещерное отделение» Гефсиманского скита дворянкой Александрой Филипповой в 1852 году. Первое чудо произошло 1 сентября 1869 года – парализованная тульская крестьянка Фекла Адрианова получила исцеление по молитве перед иконой. С этого времени по 1899 год было зарегистрировано 105 чудес от Черниговской-Гефсиманской иконы.

После закрытия Черниговского скита в 1922 году чудотворная икона была перенесена оттуда в Москву, в церковь Сергия в Рогожской слободе (близ Андроникова монастыря), по ходатайству рабочих завода «Серп и молот». Там она пребывала до закрытия церкви в 1938 году. Затем чудотворная икона была передана в частные руки, в семью подмосковных христиан, после чего следы ее затерялись. В настоящее время в Гефсиманском скиту почитается список Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери, выполненный в XIX веке.

Общецерковное празднование Черниговской-Гефсиманской иконе Божией Матери совершается 14 сентября (1 сентября по старому стилю) в день первого исцеления от иконы.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Седельников Н.М. Путеводитель по Троице-Сергиевой лавре, Гефсиманскому монастырю и Вифании. М., 1891.

2. Гефсиманский скит и пещеры при нем. Сергиев Посад, 1899.

3. Еремина В.М. Гефсиманско-Черниговский скит при Свято-Троицкой Сергиевой лавре: Краткий очерк истории, 1844-1990. Сергиев Посад, 1992.

4. Филимонов К.А. Новая Гефсимания. М., 2000.

5. Филимонов К.А. Черниговский скит: История архитектурного ансамбля. Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра и храмы района. [Владимир], 2002.

6. Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. СПб., 1909.

7. Надежда Дмитриева. Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери.