Иверская икона Божией Матери – одна из самых чтимых святынь христианского Востока. Возникновение почитания Иверской иконы восходит к эпохе иконоборчества. О явлении и чудесах повествует Сказание о Иверской иконе, известное в нескольких вариантах. Два варианта появились на Руси с XVI – начала XVII веков, однако наиболее цитируемым стал третий вариант Сказания, впервые опубликованный в 1658 году в книге «Рай мысленный». Согласно нему, древняя чудотворная икона Иверского монастыря на Афоне прибыла в обитель по морю, спущенная на воду благочестивой женщиной, спасшей ее от уничтожения в IX веке, во времена иконоборчества. В обители икона сама выбрала себе место, остановившись над воротами, поэтому получила название Вратарница (греч. Портатисса). Во время осады обители сарацинами один воин пустил стрелу в чудотворный образ, из ранки на щеке потекла кровь. Икона является большим моленным образом (137 х 87 см). Современные исследователи датируют Иверскую икону первой половиной XI века или началом XII века.

По иконографии образ относится к типу Одигитрии. Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу, правая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец сидит на левой руке Матери высоко и прямо, в легком повороте к Ней, голова немного откинута назад. Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим жестом, в левой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено. Значимая иконографическая деталь – изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь.

В 1648 году в Россию был привезен точный список с Иверской иконы, выполненный греческим иконописцем Ямвлихом Романовым (в настоящее время находится в Новодевичьем монастыре). В грамотах, присланных Патриарху Никону и царю Алексею Михайловичу архимандрит Пахомий описывает процесс создания чудотворного списка: «Вернувшись в свою обитель я собрал 365 братьев и сотворили великий молебен от вечера и до утра, а утром святили воду со святыми мощами, и той святой водой омывали святую и чудотворную древнюю икону Богородицы, и собрали ту святую воду в большой сосуд и ею омывали новую икону, которую я изготовил из кипарисового дерева, и вновь собрали ту святую воду. И так мы закончили святую литургию, и после литургии я вручил ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобнейшему среди иеромонахов и духовных отцов господину Ямвлиху Романову, чтобы он, смешав святую воду и святые мощи с красками, написал святую икону, дабы все вещество святой иконы состояло из святой воды и святых мощей. И иконописец писал эту святую икону, принимая пищу лишь по субботам и воскресеньям, и со многим радением и бдением в великом молчании завершил ее. И все то время, пока писалась эта святая икона, мы с 365 братьями дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую литургию, пока не была завершена икона». В 1654 году по указанию патриарха Никона был сделан второй список, предназначенный для Иверского монастыря на Валдайском озере (икона не сохранилась). Иконографическая особенность списков: изображения полоняющихся Богородице ангелов в медальонах и фигур двенадцати апостолов на боковых полях.

Широкое почитание афонской святыни в России устанавливается в XVII веке: у Воскресенских ворот Московского Кремля возводится часовня, посвященная Иверской иконе Божией Матери, появляются многочисленные списки святыни, выполненные мастерами Оружейной Палаты по заказу царской семьи. Три из них сохранились.

Празднования иконе установлены 25 февраля (12 февраля по старому стилю) и во вторник Светлой седмицы – обретение иконы, 26 октября (13 октября по старому стилю) – перенесение в Москву в 1648 году чудотворного списка.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

  1. Толстая Т.В., Гусева Э К., Турилов А.А., Э.П.И. Иверская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Том XXI. М., 2009. С. 8–22.
  2. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль, 2000.
  3. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. СПб., 1914–1915. В 2 Т.
  4. Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902. М., 2004р.
  5. Евсеева Л.М., Шведова М.М. Афонские списки «Богоматери Портаитиссы» и проблема подобия в иконописи // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 336–362.
  6. Антонова В.И., Мнёва Н.Е. Каталог древнерусской живописи XIV – начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.
  7. Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авторы-составители А.М. Лидов, Г.В. Сидоренко. М., 2001.
  8. Великие и чудотворные / Сост. В.Е. Суздалев. Нижний Новгород, 1993.
  9. 9. О тебе радуется. Русские иконы Богоматери XVI – начала XX веков. Кат. выст. М., 1995.
  10. Сергий (Спасский), архим. Иверская святая и чудотворная икона Богоматери на Афоне и списки ее в России. М., 1879.
  11. Буланин Д.М. Сказание об иконе Богоматери Иверской // СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 362–365.
  12. Поствизантийская живопись: иконы XV – XVIII вв. из собраний Москвы, Cергиева Посада, Твери и Рязани: Кат. выст. Афины, 1995.
  13. Белоброва О.А. Икона Богоматерь Иверская в России // ТОДРЛ. 1996. Т. 49. С. 237–253.
  14. Белоброва О.А. Икона Богоматерь Иверская в России // Очерки русской художественной культуры XVI – XX вв. М., 2005. С. 324–339.
  15. Фонкич Б.Л. Чудотворные реликвии Христианского Востока в Москве в середине XVII в.: Икона Иверской Богоматери. М., 2004.